Демократия, одна из древнейших политических систем в истории человечества. Самая архаичная форма демократии – демократия 1.0 это совет старейшин племени, который появился ещё в эпоху энеолита. Племенная демократия была распространена у многих народов и в более позднее время. Например, германские и скандинавские тинги или славянское вече. Доступ к этим собраниям имели старейшины и мужчины способные держать оружие. Можно предположить, что в более древние времена демократические институты выглядели похоже. Примером может быть шумерский эпос о Гильгамеше созданный примерно пять тысяч лет назад.
В одной из песен, повествуется, о конфликте Гильгамеша царя города Урук и Агги царя города Киш. Агги требует прислать жителей города Урук на работы в город Киш, но военный вождь Гильгамеш решает ему отказать, хотя и понимает, что это приведёт к войне. Он советуется со старейшинами города, но они боятся силы Агги и предлагают подчиниться. Тогда разгневанный Гильгамеш советуется с «мужами города» и они поддерживают его желание воевать. В песне Гильгамеш назван верховным жрецом, царём и военным вождём. Однако столь важное решение он не может принять единолично и должен советоваться с горожанами.
На этом этапе можно выделить один момент: в демократических процедурах участвовали только мужчины – воины, свободные общинники и старики, зачастую наделённые жреческими функциями. Впоследствии власть царей увеличивалась. Что связанно с углублением неравенства в обществе и формировании военно-аристократической верхушки. Небольшие и по тем временам хорошо вооружённые дружины из друзей и родственников стали силой, опираясь на которую цари могли пренебречь мнением соплеменников. Хотя постоянные предательства, заговоры и убийства среди членов правящего рода не способствовали увеличению стабильности, эпоха демократии 1.0 закончилась и началась эпоха восточных деспотий.
Второй подход к демократии человечество совершило в античную эпоху. На территории Греции и Италии небольшие общины объединялись и основывали города. Изначально главы общин являлись религиозными и светскими правителями с практически неограниченными правами в отношении своих сородичей, как и в восточных деспотиях. Города основывались как религиозные центры для нескольких союзных общин. Территории полисов были не большие, и любой крестьянин мог легко дойти до своих полей. Поэтому всё больше людей селилось в самом городе, где простые общинники могли общаться между собой. Так возникло противостояния демоса и аристократии в Греции или плебеев и патрициев в Риме. Так как простые общинники занимались всеми основными видами работы, а в случае войны формировали военное ополчение, то аристократы были вынуждены прислушиваться к их требованиям. Борьба граждан за возможность принимать участие в управлении государством была долгой и упорной. Первые забастовки прошли ещё в древнем Риме и назывались – сецессиями. Заключались они в том, что недовольные плебеи покидали Рим и становились лагерем на соседнем холме. Вся работа замирала, и патриции были вынуждены идти на реформы расширяющие участие плебеев во власти.
Демократия 2.0 имела ряд условий: во-первых это была прямая демократия. Во вторых, активное избирательное право имели только лично свободные граждане города, имевшие земельный надел и способные держать оружие. В третьих, очень многие назначения решались жребием. Считалось, что на правильно организованное с соблюдением всех ритуалов народное собрание нисходит бог покровитель города, и жребий это активное выражение его воли, но выбор людей на должности прямо связанные с военным делом не доверяли жребию, здесь требовалось голосование граждан. В четвёртых, для избежания узурпации власти все должности дублировались, и люди могли занимать их очень короткий срок, обычно не больше года. Система работала, пока каждый гражданин был земледельцем и воином, и за ошибку в выборе кандидата он мог заплатить высшую цену – свою жизнь.
Античная демократия пала под давлением внутренних кризисов, которые мы рассмотрим позднее. Однако идеи раз возникнув в человеческом социуме, не умирают. В период темных веков и феодальной вольницы городские советы оставались прибежищем демократических практик. Конечно, в выборах должностных лиц и обсуждениях важных вопросов участвовали только представители знати и богатейшие купцы. Так же на съезде курфюрстов, буквальный перевод – князья-избиратели, голосованием избирался император Священной Римской империи. Королей Польши избирали на съезде шляхты. Все эти выборные должности занимались пожизненно, хотя и существовала возможность отречения. Такой тип правления скорее является аристократическим или олигархическим. Выборы проводились открыто и их предваряли длительные дебаты и переговоры, так как побеждал кандидат, за которого проголосовали все участвующие в съезде. Отдельно стоит отметить, выборы Папы Римского. В них участвовали только епископы, но сами выборы могли проходить несколькими способами. Для избрания, в разные периоды истории, надо было либо набрать простое большинство голосов, либо две трети. Так что даже церковь не чуралась применять демократические процедуры.
С началом становления абсолютных монархий у королей появилась необходимость в поддержке народа в их борьбе с феодалами. Что привело к появлению первых сословно – представительных органов власти: Генеральные штаты во Франции, Земские соборы в России и Рейхстаг в Священной Римской Империи. Отдельно стоит Английский парламент, его истоки идут от древнего собрания знати и жрецов Витенагемота, и его задача была обратная – ограничение королевской власти. В любом случае эти протопарламенты состояли из избранных депутатов от всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Что резко расширило круг избирателей с десятков человек, до пяти-двадцати процентов населения страны. Дальнейший процесс постепенной демократизации проходил под флагом увеличения значимости парламентов и расширении количества избирателей.
Этот процесс в середине XVIII века окончательно оформился в демократию 3.0 – либерально-гуманистическую. Она тесно связана с формированием наций, буржуазной революцией и научно техническим прогрессом. Летом 1789 года была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина – основа современной цивилизации. Она же легла в основу американской конституции. Несмотря на сохранившиеся монархические формы правления практически во всех странах тогдашнего мира демократические институты, к которым вынужденно обращались монархи, росли и крепли. Демократия обрела субъектность и, в конце концов, заняла главенствующее место в современном мире.
Демократия 3.0 в наши дни, по традиции является представительской, но избирательными правами наделены практически все взрослые граждане, независимо от пола и финансового положения. Имеется разделение ветвей власти. Время занимания должности одним человеком ограниченно. По рейтингу, ежегодно составляемому британской компанией Economist Intelligence Unit в 2018 году из 167 стран мира в 75 была демократическая власть, в 39 был гибридный режим, и в 53 была автократия. Но только десяток автократий могли существовать, не проводя у себя пусть даже и имитаций выборов. Таким образом, в подавляющем большинстве современных стран существуют и развиваются демократические институты. Автократиям, для политического выживания, необходимо их имитировать. Что зачастую всё равно оказывается неэффективно, так как там где в бюллетене есть хотя бы два кандидата, всегда возможны опрокидывающие выборы с поражением автократа и последующей демократизацией государства.
Продолжение следует...