Найти тему
Операция "Слава"

Болгария и ее авиастроение. Сломанные болгарские крылья

Оглавление

Болгария и авиастроение? Это шутка? Сколько себя помню, Болгария полностью использует российское оборудование. Всегда использовали и покупали только советскую военную технику. Потому что в недавнем прошлом Болгария была членом Варшавского договора.

Если вернуться еще дальше во времени, мы узнаем, кто сломал болгарские крылья.

Болгарский изобретатель

Никто не родился научным. Даже Нил Армстронг, человек, произнесший с Луны знаменитую фразу: «Один маленький шаг для человека, один большой скачок для человечества». Но не думаю, что вы задавали себе вопрос, от кого же еще учился великий космонавт. Я вас удивлю. Нил Армстронг учился летать у болгарина.

Нет, я не шучу. Я не преувеличиваю.

В 1936 году. в Америке выходит из печати опубликована знаковая книга «Your Wings» - «Твои крылья». Первая энциклопедия полетов. И ее автор-не кто иной, как болгарин Асен Йорданов, чье имя сегодня мало кто за пределами пилотных сред помнит.

Через год после выхода в Америку книга также была выпущена в Советском Союзе в 100-тысячном тираже, а позже было два переиздания тиражом 200 000 экземпляров. И «Твои крылья» превращается в учебник, который делает пилотирование профессии. До этого его рассматривали как хобби для сумасшедших голов.

И не только Армстронг делает первые шаги на нем. Его спутник из миссии «Аполло 11» Эдвин Олдрин также был вдохновлен «Твои крылья».

Но все-таки, кто Асен Йорданов?

Асен Христов Йорданов - болгарский изобретатель, инженер и авиатор. Йорданов считается основоположником авиационной техники в Болгарии и внес свой вклад в развитие американской авиации. «Джордан-Бей» на Земле Грэма в Антарктиде назван в его честь.

Асен Йорданов работал над постройкой первого болгарского самолета «Экспресс» (Йорданов-1), который он завершил летом 1915 года.

-2

После его осмотра специальная комиссия военного министерства пришла к выводу:

«Аппарат безопасен. Ошибок нет. Признан изобретением, а Асен Йорданов - изобретателем. Дату 10 августа 1915 года можно считать началом болгарского авиастроения».

-3

После Первой мировой войны был подписан Нейиский мирный договор. Помимо прочего, он запрещает Болгарии иметь авиацию. Ее самолеты были уничтожены, а летный экипаж уволен. Это очень обескураживает пилота и конструктора Асен Йорданов.

Болгарский изобретатель стал американским изобретателем

В 1921 году американский аэроклуб объявил конкурс на кругосветное путешествие на самолете. Победителям объявлен приз в размере одного миллиона долларов.

Кандидатами являются болгарские пилоты Асен Йорданов и Гаврил Стоянов. При финансовой поддержке правительства Болгарии они прибыли в Соединенные Штаты, но соревнование не состоялось, потому что другие страны побоялись участвовать.

С разрешения болгарского правительства Асен Йорданов остается в США.

Изначально он занимался какой-либо работой и прилежно изучал английский язык.

Через некоторое время стал рисовальщиком в конструкторском бюро заводов Curtiss, затем стал летчиком-испытателем. Он продолжает учиться и получать высшее образование в области авиационной техники, химии, физики и радиотехники. Работает на LWF (Lowe, Willard & Fowler Engineering Co.), Curtiss Airplane Company и Curtiss-Wright Corporation.

В 1941 году Ассен Йорданов основал две собственные компании - Jordanoff Aviation Company и Jordanoff Electronics, которые позже были переименованы в Jordanoff Corporation. Его студии занимают четыре этажа здания Мэдисон-авеню в Нью-Йорке. Их деятельность тесно связана с военной обороной США и держится в строжайшей секретности.

Его популярность возросла, когда он открыл авиационную школу.

Асен Йорданов - автор множества практических работ, посвященных пилотированию и теоретической подготовке пилотов, включая дневное и ночное пилотирование, наземное обеспечение, радиооборудование, метеостанции, которые становятся настольными книгами для пилотов и работников авиационной промышленности.

750 000 экземпляров его книг было продано в США. Их перевели во многих странах, в том числе в СССР. Текст в них лаконичный, точный и сопровождается иллюстрациями. Это можно определить как наглядное обучение. Йорданов обычно использует разговорный стиль, как будто обращается к читателям как к своим ученикам и друзьям.

В 1950-х годах Йорданов работал над безопасностью автомобилей и был одним из создателей подушки безопасности, а также Jordaphone, предшественника современного автоответчика, который также позволяет нескольким людям разговаривать друг с другом одновременно.

Он умер 19 октября 1967 года в возрасте 71 года. Пыль из урны разлетелась самолетом в небе над Америкой.

Еще при жизни его заслуги признали. Его имя занесено в Книгу почетных граждан Нью-Йорка, его портрет выставлен в Зале славы нью-йоркского аэропорта Ла Гуардия.

В Национальном музее авиации и космонавтики „National Air and Space Museum“ Смитсоновского института выставлены его вещи и личные архивы.

Спасибо, что дочитали до конца!

Признательна тем, кто подписался на мой канал и поставил «лайк» этой статье! Прошу вас быть вежливыми и конструктивными в комментариях.