Болгария и авиастроение? Это шутка? Сколько себя помню, Болгария полностью использует российское оборудование. Всегда использовали и покупали только советскую военную технику. Потому что в недавнем прошлом Болгария была членом Варшавского договора.
Если вернуться еще дальше во времени, мы узнаем, кто сломал болгарские крылья.
Болгарский изобретатель
Никто не родился научным. Даже Нил Армстронг, человек, произнесший с Луны знаменитую фразу: «Один маленький шаг для человека, один большой скачок для человечества». Но не думаю, что вы задавали себе вопрос, от кого же еще учился великий космонавт. Я вас удивлю. Нил Армстронг учился летать у болгарина.
Нет, я не шучу. Я не преувеличиваю.
В 1936 году. в Америке выходит из печати опубликована знаковая книга «Your Wings» - «Твои крылья». Первая энциклопедия полетов. И ее автор-не кто иной, как болгарин Асен Йорданов, чье имя сегодня мало кто за пределами пилотных сред помнит.
Через год после выхода в Америку книга также была выпущена в Советском Союзе в 100-тысячном тираже, а позже было два переиздания тиражом 200 000 экземпляров. И «Твои крылья» превращается в учебник, который делает пилотирование профессии. До этого его рассматривали как хобби для сумасшедших голов.
И не только Армстронг делает первые шаги на нем. Его спутник из миссии «Аполло 11» Эдвин Олдрин также был вдохновлен «Твои крылья».
Но все-таки, кто Асен Йорданов?
Асен Христов Йорданов - болгарский изобретатель, инженер и авиатор. Йорданов считается основоположником авиационной техники в Болгарии и внес свой вклад в развитие американской авиации. «Джордан-Бей» на Земле Грэма в Антарктиде назван в его честь.
Асен Йорданов работал над постройкой первого болгарского самолета «Экспресс» (Йорданов-1), который он завершил летом 1915 года.
После его осмотра специальная комиссия военного министерства пришла к выводу:
«Аппарат безопасен. Ошибок нет. Признан изобретением, а Асен Йорданов - изобретателем. Дату 10 августа 1915 года можно считать началом болгарского авиастроения».
После Первой мировой войны был подписан Нейиский мирный договор. Помимо прочего, он запрещает Болгарии иметь авиацию. Ее самолеты были уничтожены, а летный экипаж уволен. Это очень обескураживает пилота и конструктора Асен Йорданов.
Болгарский изобретатель стал американским изобретателем
В 1921 году американский аэроклуб объявил конкурс на кругосветное путешествие на самолете. Победителям объявлен приз в размере одного миллиона долларов.
Кандидатами являются болгарские пилоты Асен Йорданов и Гаврил Стоянов. При финансовой поддержке правительства Болгарии они прибыли в Соединенные Штаты, но соревнование не состоялось, потому что другие страны побоялись участвовать.
С разрешения болгарского правительства Асен Йорданов остается в США.
Изначально он занимался какой-либо работой и прилежно изучал английский язык.
Через некоторое время стал рисовальщиком в конструкторском бюро заводов Curtiss, затем стал летчиком-испытателем. Он продолжает учиться и получать высшее образование в области авиационной техники, химии, физики и радиотехники. Работает на LWF (Lowe, Willard & Fowler Engineering Co.), Curtiss Airplane Company и Curtiss-Wright Corporation.
В 1941 году Ассен Йорданов основал две собственные компании - Jordanoff Aviation Company и Jordanoff Electronics, которые позже были переименованы в Jordanoff Corporation. Его студии занимают четыре этажа здания Мэдисон-авеню в Нью-Йорке. Их деятельность тесно связана с военной обороной США и держится в строжайшей секретности.
Его популярность возросла, когда он открыл авиационную школу.
Асен Йорданов - автор множества практических работ, посвященных пилотированию и теоретической подготовке пилотов, включая дневное и ночное пилотирование, наземное обеспечение, радиооборудование, метеостанции, которые становятся настольными книгами для пилотов и работников авиационной промышленности.
750 000 экземпляров его книг было продано в США. Их перевели во многих странах, в том числе в СССР. Текст в них лаконичный, точный и сопровождается иллюстрациями. Это можно определить как наглядное обучение. Йорданов обычно использует разговорный стиль, как будто обращается к читателям как к своим ученикам и друзьям.
В 1950-х годах Йорданов работал над безопасностью автомобилей и был одним из создателей подушки безопасности, а также Jordaphone, предшественника современного автоответчика, который также позволяет нескольким людям разговаривать друг с другом одновременно.
Он умер 19 октября 1967 года в возрасте 71 года. Пыль из урны разлетелась самолетом в небе над Америкой.
Еще при жизни его заслуги признали. Его имя занесено в Книгу почетных граждан Нью-Йорка, его портрет выставлен в Зале славы нью-йоркского аэропорта Ла Гуардия.
В Национальном музее авиации и космонавтики „National Air and Space Museum“ Смитсоновского института выставлены его вещи и личные архивы.
Спасибо, что дочитали до конца!
Признательна тем, кто подписался на мой канал и поставил «лайк» этой статье! Прошу вас быть вежливыми и конструктивными в комментариях.