Для того, что бы достоверно узнать, кто придумал велосипед, придется разобраться в списке тех, кого причисляют к созданию этого двухколесного транспорта. Многие источники сообщают, что в 1493 году Леонардо Да Винчи изобрел велосипед, практически не отличающий от современного. Но позже выяснилось, что это подделка и никакого отношения к Леонардо Да Винчи этот набросок велосипеда не имел. А фальсификация была сделана историком Августо Маринони, который страстно желал, что бы именно Флоренция стала родиной велосипеда.
Так же есть утверждение, что первый велосипед изобрел русский умелец Ефим Артамонов в 1800 году. Дескать, этот талантливый крепостной изобрел велосипед и на нем из Нижнего Тагила доехал до Москвы, но по возвращению был наказан помещиком за то, что изобрел неведомую повозку, испортил хозяйское железо и самовольно покинул поместье. Таким образом, первый изобретатель получил розгами по пятой точке. Но позже этот велосипед был выставлен в музее, и уже советские ученые провели исследование метала и выяснили, что именно этот велосипед был сделан не ранее 1870 года, когда в Европе уже во всю был велосипедный бум. Поэтому Ефим Артамонов, пусть и талантливый русский крепостной, не может считаться изобретателем велосипеда.
Итак, мы вычеркнули из списка двух возможных изобретателей велосипеда — Леонардо Да Винчи и Ефима Артамонова. Сюда же можно добавить Джованни Фонтана — по утверждению справочника по велосипедам, выпущенному в 1973 году, именно этот архитектор и изобретатель придумал велосипед 1418 году. Но нет никаких свидетельств тому — ни фактов, ни чертежей, ни отсылок. Поэтому, это имя тоже вычеркиваем.
Все началось с самоката.
Так кто же в действительности придумал велосипед? Мы уже выяснили, кто не является изобретателем. Теперь можно обратиться к фактам и узнать реальную историю, а не фальсификацию.
В 1810-ых годах в Германии случился голод, и лошади стали массово умирать. Так как необходимость в быстром перемещении осталась, а лошадей на всех не хватало, барон Карл Фон Дрез озадачился изобрести механизм, который мог бы помочь в данной ситуации. И в 1815 году он изобрел «машинку для бега», или же попросту самокат. Изначально на самокате было четыре колеса, сам он был выполнен из дерева, имелся руль и кожаное седло. Но в итоге конструкция получила изменения и осталось только два колеса. Человек на таком велобеге мог развить скорость до 15 км/ч.
Несмотря на то, что на «машинке для бега» не было тормозов и перемещаться на ней было крайне травмоопасно, это изобретение было встречено на ура. Название «машинка для бега» было неуклюжим, поэтому изобретение окрестили как дрезина — в честь создателя. Сам Карл Фон Дрез запатентовал своё творение в 1818 году. В этом же году один ушлый француз по имени Динер взял патент на это изобретение в своей стране. Кстати, именно он и придумал слово велосипед, использовав латинские слова. «Велокс» — быстрый, «педис» — нога. Дословно — «быстроног«. Примечательно, что это название сохранилось только во французском языке, в славянских языках, и, как ни странно, в латышском языке. В Англии же это изобретение в то время стало называться «денди-хорс«.
Люди стали массово пользоваться этим средством передвижения, и вполне ожидаемо стали получать травмы и переломы, врезаться в обычных пешеходов, начались скандалы. Это привело к тому, что в некоторых городах власти запретили этот самокат.
Из самоката на велосипед
В 1862 году, молодой человек из Франции по имени Пьер Лалман, 19 лет от роду, испытывает собственное изобретение. Усовершенствовав «машинку для бега» Карла Фон Дреза путем приделывания к ней педалей на переднее колесо, он совершает по истине революционное событие в мире транспорта.
Двумя годами позже, двое промышленников, братья Оливье, вдохновившись конструкцией Пьера Лалмана, наладили промышленный выпуск дрезины с педалями, попутно сменив деревянный корпус на металлический.
Cам же Пьер Лалман уезжает в Америку и там в 1866 году патентует своё изобретение. И на этом этапе можно официально считать Пьера Лалмана человеком, который изобрёл велосипед. Однако, впереди ещё рождение цепи, тормозов и резиновых шин.
Скорости, дайте больше скорости!
Как и дрезина, велосипед того времени не обладал тормозами, что было довольно чревато для любителей разогнаться и окружающих. Тем не менее, уже тогда ценители промчаться с ветерком были недовольны максимальной скоростью, которую мог развить велосипед.
И тогда появилась гениальная мысль — если увеличить колесо, на котором мы крутим педали, то мы поедем быстрей! Сказано — сделано, и в 1870 году Джеймс Старли приступил к производству велосипедов, который сегодня выглядят крайне удивительно. Переднее колесо было очень большого размера, тогда как заднее колесо очень маленького. Действительно, такая конструкция позволила разгоняться до 30 км/ч, что было не плохо. Кроме того, за счет большого колеса тряска меньше беспокоила ездока, ведь в то время ещё не было колёс с шинами, а были стальные. Из минусов — очень опасное изделие для здоровья, так как центр тяжести был вовсе по не центру, а тормозов фактически и не было. Роль тормоза выполнял рычаг, который вручную надо было прижимать к колесу и оно тогда замедляло свой ход. Либо можно было просто медленней крутить педали, но это так себе тормоз для экстренной остановки.
Кстати, название этот монстр получил «пенни-фартинг» — за счёт разных колёс по размеру, у людей шла ассоциация с двумя разными по размеру монетками. Во Франции так же назывался как «гран-би» (grand-bi), по-английски как «высокое колесо» (high wheel).
От опасного к безопасному
В 1884 году англичанин Джон Кемп Старли с гордостью продемонстрировал своё детище. Устав он небезопасных пенни-фартингов, он создал конструкцию, которая в последствии так и стала называется — безопасная. Кстати, внимательный читатель мог уже отметить, что фамилия производителя «пенни-фартинг» тоже Старли. И это не удивительно, учитывая, что они родственники — дядя и племянник. Более юный Старли доработал изобретение старшего до безопасной конструкции.
Колёса стали одинаковые по размеру, центр тяжести был уже по центру велосипеда, так как велосипедист сидел между ними. Впервые была использована цепная передача на заднее колесо.
Велосипед стал выпускаться под маркой Rover (Скиталец) и, между прочим, позже эта марка стал известной автомобильной кампанией. Шкода, Опель тоже начинали своё развитие как кампании, выпускающие велосипеды.
Осталось добавить шины, тормоза — и готово!
Зачастую гениальное изобретение появляется в голове человека сообразительного, но далекого от области изобретения. Так, например, в 1888 году ветеринара Джона Данлопа из Великобритании, наблюдавшего за своим маленьким сыном, катающемся на трехколёсном велосипеде и трясущемся на кочках (ведь тогда колеса делались просто из стали), посетила мысль — а что будет, если колеса обернуть резиновой трубочкой, склеить её, а во внутрь накачать воздух, используя футбольный насос? В тот же вечер по быстрому был проведен эксперимент, показавший, что велосипед стал просто фантастически мягко ехать, а маленький сынок был в восторге.
Джон Данлоп показал поистине коммерческую жилку, получив патент на своё изобретение и построив шинный завод в городе Белфаст. Дела шли так хорошо, что через два года он открыл ещё один завод в городе Бирмингем.
Осталось дело за малым — в 1898 году появляется механизм свободного хода педали, когда не надо постоянно крутить их, а в 1899 году появляются педальные тормоза.
Примерно в тоже время начинают делать велосипеды из нержавеющей стали и алюминия. До этого велосипеды делались из ржавеющего материала, и после каждой поезки требовалась основательная чистка и смазка, иначе он быстро приходил в негодность.
Поэтому, в XX век велосипед вошел уже вполне удобной, безопасной и полезной конструкцией, примерно в таком виде, в котором мы его знаем сейчас. Но это было ожидаемо, ведь в 1886 году велосипед поступил на службу в армию во Франции, а через три года в армию США. А, как известно, всё, что попадает в армию, начинает быстро развиваться.
В итоге, кто придумал велосипед?
Нельзя сказать определенно, что именно этот человек придумал велосипед, а этот не придумал. Все эти люди, упомянутые в статье (и ещё десятки имён, которых не упоминали), так или иначе участвовали в приведении велосипеда к тому виду, в котором мы его знаем сейчас.
Но, можно отметить двух людей, которые, пожалуй, являются самыми значимыми фигурами:
- Барон Карл Фон Дрез как создатель «машинки для бега»
- Пьер Лалман как получатель патента на велосипед в том виде, в которой он сохранился до сих пор. Понятно, что с тех пор произошло много изменений, но два колеса, седло посередине, руль, педали — это основа.