«Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой…»
Строго говоря, речь тут можно вести о любом городе, не только о Москве, просто в России и в её столице ситуация выражена наиболее ярко.
Небоскрёбы в деловом центре города, в качестве офисных зданий – тоже не идеал, и не лишены недостатков. Однако, возникновение их хотя бы понятно – тот же Мэнхеттен – маленькая площадь и высочайшие цены на землю.
Жилые высокоэтажные здания строятся ближе к окраинам городов. Как правило, основная причина такого строительства – или понты, свойственные «новокапитализированным», особенно «госкапитализированным», странам, ложно понятый престиж, или стремление построить недорогое муниципальное жильё.
Большинство развитых стран стараются развивать города в ином направлении – малоэтажного и/или индивидуального строительства. Как правило, оно сочетается с общей децентрализацией в стране – высоким развитием местного самоуправления, свободным распределением деловой и финансовой активности.
К сожалению, это не наш случай. Гиперцентрализация управления страной, сведение денежных/деловых потоков на вариант «через столицу», плюс сознательная деятельность мэрии, приводит к тому, что жилищное строительство в Москве принимает уродливую форму, и безусловно ведёт в тупик, сколько территории «новой Москвы» ни прирезай.
На самом деле, у такого строительства жилья – несколько решающих недостатков, разной степени важности и преодолимости. Первый – это повышенные требования к качеству строительства. Надо ли говорить, что нагрузка на фундамент и конструкции, требования к несущему грунту у небоскрёба и 5-8–этажки, не говоря о частном доме, совершенно разные? И надо ли говорить, что уверенности в качестве строительства в России нет от слова «совсем»?
Второй недостаток – безопасность в экстремальных ситуациях. Надо ли говорить. Что лифт в подъезде – одно из основных мест заражения при воздушно-капельной инфекции? Теперь считаем: в 5-этажном доме «в контакте» 20 квартир, в 50-этажном – 200. О проблемах с лифтами. Особенно для пожилых людей, говорить не буду. Теоретически, в высотке лифт обязан быть не один….
Но есть ещё и пожары, от них никуда не уйдёшь. И надо понимать, что выше примерно 8 этажей эвакуация жильцов становится непростым делом. Если вам интересно, посмотрите материалы по пожару в Гренфелл Тауэр в Лондоне в 2017 году. Да, конечно, нарушения там, тут, не тот материал при ремонте… проблема в том, что 100% соблюдение всех норм – редкость, и это надо понимать. «Авось» у людей в крови.
Последняя проблема, пожалуй, самая главная. Это скученность населения, как в масштабах отдельного здания, так и в масштабах города. Первая проблема – психологическая. Как ни крути, во дворе такого дома будет толпа. Вторая – транспортная. Постоянные пробки давно уже стали лицом Москвы. В начале своей деятельности нынешняя мэрия, поссорив велосипедистов с автовладельцами, успешно сбросила пар недовольства, и занялась реформированием городского транспорта. Но беда в том, что заселение всех этих человейников сведёт нафиг любые транспортные реформы. «Пробки пешеходов», например, на входе в метро, реальность уже сейчас, что же будет, когда население вырастет в разы?
Поэтому я уверен, что следующим действием при нормальном управлении страной будет вынужденный вклад денег в децентрализацию крупнейших городов.