Есть репетиторы, которые учат играть в Dota, наблюдать за птицами и выпиливать лобзиком. Преподаватель робототехники Константин Соколовский рассказывает, как собирать устройства и объяснять свои мысли компьютеру.
С чего началась ваша история с робототехникой?
Как-то в школе я заглянул в один кабинет: там лежала куча плат, дети с паяльниками что-то мастерили. Стало дико интересно, что же они там делают. Оказалось, что это радиокружок, я туда записался. Тогда пределом моих мечтаний было сделать машинку, которая останавливается перед препятствиями. Этот проект я так и не закончил, но понял, что хочу научиться делать абсолютно любые устройства своими руками.
Я поступил учиться на программиста и продолжил заниматься робототехникой. А после университета начал вести курсы в образовательной компании — так начался мой путь учителя. Эта работа меня сразу зацепила по двум причинам. Во-первых, нужно постоянно придумывать, как свои знания преподнести, чтобы дети всё поняли. Во-вторых, ученики задают много вопросов, и это очень подстёгивает продолжать учиться самому: если не знаешь ответа, то с диким энтузиазмом ищешь его.
Параллельно с преподаванием я занимаюсь практикой: строю квеструмы, программирую в них загадки.
Например, для одного проекта сделал кодовую панель, которая открывает вход в тайник. Для другого конструировал и программировал потайную дверь — она открывается, когда поставишь кусочки пазла на нужное место. А ещё придумал тумбу, ящики которой поочерёдно выдвигаются после определённого действия: нужно постучать, посветить фонариком, посвистеть.
Расскажите о своей методике
Я стараюсь делать так, чтобы каждая тема представляла собой законченный проект. Например, с каждым начинающим учеником мы делаем светофор: печатаем корпус на 3D-принтере — при этом знакомимся с технологиями печати и учим необходимую часть программирования. Мне больше всего нравится наблюдать, как после мастер-класса дети делают что-то своими руками: берут паяльник, спаивают платы для светофора и закачивают в него программу, которую написали сами.
После каждого проекта мы с учеником делаем привал и обсуждаем, куда двигаться дальше, уточняем конечную цель.
Над какими интересными проектами вы работали с вашими учениками?
Однажды мы делали умный дом: размещали датчики и сенсоры. Например, в ванной — датчик температуры и влажности, который включает вытяжку. В других комнатах — датчики движения и открытия окон. Чаще всего они используются в загородных домах и квартирах на первом этаже.
С группой школьников сконструировали робота, который может найти и полить цветы. А сейчас у меня ребята делают автоматическую кормушку, которая будет выдавать корм животному по расписанию. Ещё один ученик увлекается аквариумистикой и собирает устройство для контроля солёности воды.
Иногда на занятиях мы делаем игры, например на запоминание: нужно так запрограммировать светодиоды, чтобы они загорались в определённой последовательности. А игроки должны эту последовательность повторить. Это не очень сложно, но прикольно: ребёнок может отнести игру в школу и получить респект от одноклассников.