Доброго времени бесконечности. Это «Порок вхождения» и говорить мы будем о культуре и искусстве. О той степени несоответствия принятым рамками, что необходима для вхождения в искусство.
Шизоаффективное, биполярное, депрессивное расстройства, паранойя и шизофрения, синдром Аспергера и аутизм… Исследование канадского профессора психогенетики Джана Филиппа Раштона доказало, что существует корреляция между творчеством и психическими расстройствами. Три последних исследования Марка Батеу и Адриана Фурнхама так же продемонстрировали корреляцию между людьми с шизотипическими расстройствами и с гипоманиакальным синдромом и творческим потенциалом. Особенно тесные связи были определены между творчеством и перепадами настроения, в частности, между биполярным и депрессивным расстройствами.
Британский психиатр профессор Майкл Фитцджеральд, изучивший биографии известных ученых и людей искусства, делает вывод, что многие великие люди – Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Моцарт, Кант и масса других мыслителей – страдали некой формой аутизм и именно поэтому были гениями.
Ни художник, ни его плоды не являются чем-то клинически здоровым. Увы, но все самое здоровое, соотносящиеся с нормой не является хоть сколько-нибудь уникальным. Искусство же в нашем случае является «порогом» для вхождения на ту территорию, куда люди в массовом порядке не в состоянии войти. Вот и получается, что для воспринимающего есть «порог», а для художника «порок» вхождения.
Каждый ли человек с психическим расстройством, отклонением от нормы является художником ( в смысле творческой единицей)? Нет ли в этом подмены? Давайте разбираться.
Мы давно ушли от общинного строя. Мир потерял границы и стал целостным, стал единой сетью, где мы сейчас находимся. И в этом едином пространстве, поскольку человеку очень тяжело определить границы, этому же человеку тяжело стать вписанным в некую канву, где ему предопределена роль шамана. Конечно же, мы не говорим о шамане в буквальном смысле слова. Речь идет о шамане по Теренсу Маккена.
Это шаман по способу мышления и социальной прерогативе. На заре человечества для жителей клана было очень важно быть подключенными к божественному, к процессам, которые в обычное сознание просто не умещались. Шаман-то и выполнял роль проводника между божественным и человеком. При таких условиях шаман был достаточно силен, чтобы не рефлексировать на тему нарушения нормативов, принятых в его обществе. На сегодняшний день в нормативах и морали мало что поменялось. Поменялся лишь образ этого шамана и та завеса, что он приоткрывает. И чем же занимается шаман сегодня? Занимается он творчеством, наукой, максимально приближенной к человеку (нейробиологией, генетикой, например). Вряд ли к шаманам современности можно отнести программистов. Это скорее войны нашего времени, изобретающие все новые орудия для отвоевывания ресурсов. А ресурсами сегодня являются деньги.
Казалось бы, если творец не находит себя в современном обществе, что ему мешает найти то место, где он найдет себя? К сожалению, как говорилось ранее, современное общество усреднено . Мир однополярен, однобок. И есть вероятность, что все те либеральные ценности, что пестует современный мир, погрузят нас в страшнейшую антиутопию. Когда в какой-то момент мы все будем ходить в одинаковых робах, будем лишены пола, особенностей, индивидуальности, а искусственный интеллект будет генерировать все, начиная от искусства и заканчивая бытом. У человека отпадет надобность в мыслительном процессе. Мы все равны в правах и все одинаковы. Какой выход? А выход – это борьба за свою индивидуальность Не против кого-то непохожего, а за свою неповторимость. Такой вот глобальный Брексит. И не стоит путать фашизм с национальной идентичностью. В России огромное количество национальных образований. И большая часть из них лишена возможности проявлять свою идентичность. И это трагедия. Ведь каждые пять, а то и меньше лет на территории России исчезает 2-3 народа. Так из последнего, исчез народ водь, проживавший на территории Ленинградской области.
Вот и получается, что всякому человеку есть место под солнцем, если мир разнообразен. Если в нем живут разные народы, разные люди, если в этом мире есть место индивидуальности, а значит, есть место и художнику.
Вполне возможно, что именно сейчас у читателя возникает вопрос: «А на кой мне ваше искусство с культурой сдалось? Зачем мне смотреть на плоды вашего больного сознания? Для чего мне, нормальному, это нужно? А не для чего. Если искусство «не сдалось», то реципиент просто не преодолевает порог вхождения. И причин тому масса. Начиная от генетики и заканчивая социальной средой. А может быть реципиент не готов к восприятию искусства. Все быть может. Но роль художника\шамана в обществе по-прежнему остается значимой. Это роль проводника, помогающего Человеку выйти за пределы его возможностей восприятия.
P.S. В этом тексте нет призыва к неадекватным действиям. Не стоит срывать с себя портки и с воплями: «Я художник. Я так вижу!» - бегать голым по улице. Мир построен весьма разумно. Художников немного. Хороших художников еще меньше. Остальные, те, что размахивают портками над головами…. Они просто размахивают портками. Это не шаман и не художник, это не творец и не человек, который по-особому смотрит на мир. Это просто человек, который размахивает портками над головой.
P.P.S. В следующий раз мы поговорим роли катарсиса. О том, как он делает или не делает человека лучше. О древнегреческих богах и современных супергероях.