Найти тему
Белая Орхидея

Тайна бородатого мужика

Оглавление

Дворец Монплезир, ГМЗ "Петергоф", Санкт-Петербург

Стиль барокко пришёл в Россию поздно, при Петре I. Само слово "барокко" с итальянского языка переводится как "вычурный" или "причудливый". В то время главным направлением в живописи и скульптуре были аллегории на темы древних мифов и мироздания.

Монплезир был первым дворцом, где плафоны (потолки) и падуги (плавные переходы от потолка к стенам) были декорированы светской живописью - до Петра I Церковь запрещала иные изображения, кроме гравюр и рисунков на Библейские темы или цветочный орнамент.

Потолочная роспись любимого дворца Петра I была настоящей революцией - именно там впервые появились изображения человеческих лиц (лики на иконах - это отдельная тема), заморских птиц, зверей и -
к великому ужасу священнослужителей - обнажённых тел.
Срамота!

Сегодня мы сделаем первые шаги в изучении просветительского барокко Петровской эпохи, где каждое изображение и каждая скульптура является своеобразным учебником в познании мироустройства.

В конце статьи вас ждёт одно удивительное открытие. Монплезир имеет множество отличительных черт от своих "собратьев" - дворцов других императоров. И сегодня я покажу вам одну из них.

А пока я начну свой рассказ с одного фрагмента росписи на падуге Восточной галереи. Изначально падуги в Монплезире планировалось сделать резными из морёного дуба. Но по личному распоряжению
Петра I француз
Луи Каравак и его русские подмастерья расписали переход от стен к потолку, украсив пространство маскаронами
(в переводе с итальянского
"большая маска"), изображениями цветов, раковин и ваз.

Эскиз сделал Луи Каравак, а потом команда русских подмастерьев принялась за дело. Почётно было работать на царя-батюшку,
старались очень. Поэтому и привносили в рисунки что-то своё -
вот почему на головах всех маскарон нарисованы...
кокошники.
Да и сами лица прописаны ещё неумелой рукой.

Фон серо-голубой взят за основу не случайно - чаще всего небо
над Петербургом бывает именно такого оттенка. В изображении
растений использовано
более 20 видов цветов: тюльпаны, розы,
вьюнки, крокусы, колокольчики, подсолнухи, лилии, гиацинты,
гвоздики, маки, васильки, лютики, ромашки, пионы, жасмин и др.

Этот затемнённый фрагмент специально оставлен реставраторами, которые расчищали и восстанавливали Монплезир после войны.

В XIX веке была проведена первая реставрация Петровского наследия - дворца Монплезир. А так как техники реставрации тогда ещё
не существовало, вот и
подновили свежими, яркими красками живописный слой, замазав роспись XVIII века. И реставраторами
ХХ века было принято решение оставить один фрагмент XIX века -
теперь это тоже история.

Фрагмент росписи падуги, над золочённой планкой начинается потолок.
Фрагмент росписи падуги, над золочённой планкой начинается потолок.

При Петре I гости входили во дворец Монплезир со стороны Восточной галереи, и их встречало аллегорическое изображение Лета - Петергоф был и остаётся летней резиденцией. Лето - молодая женщина - играет
в литавры, а у её ног резвятся три младенца - три летних месяца.

Росписью плафонов руководил французский живописец Филипп Пильман. Помогали ему также русские подмастерья - иностранные мастера, выписанные Петром I из Европы, обязаны были обучать местных их ремеслу. За нарушение императорского указа иноземный мастер
без жалования мог быть с позором выдворен из России обратно в Европу.

Лето
Лето

Тема времён года была самой популярной. Только в Монплезире имеется два вида изображений сменяющихся сезонов - в росписи и в скульптуре.
Сегодня мы рассматриваем исключительно роспись потолков.

Из Восточной галереи мы входим в Лаковый кабинет, где нас встречает Осень - молодая женщина, которая в одной руке держит виноградную гроздь, а во второй - чашу для вина. Около её ног сидит мальчик.
Венчает эту аллегорию улыбающийся Сатир, за ним выписаны садовые инструменты.

В краску добавляли сусальное золото, поэтому роспись изобилует роскошным сиянием, которое особо хорошо видно в солнечную погоду.

Лаковый кабинет. Сатир над головой Осени (фрагмент росписи потолка).
Лаковый кабинет. Сатир над головой Осени (фрагмент росписи потолка).

Буфетная комната имеет только одно окно, выходящее на север.
Именно оттуда, с Балтики, чаще всего дуют холодные ветра. Наверное, поэтому потолок этой комнаты Филипп Пильман украсил аллегорией
Зимы - молодая женщина держит жаровню с горящими угольками и пытается прикрыть её рукой, чтобы северный ветер Борей не задул огонь.

Зима
Зима

Над Зимой изображена голова бородатого мужчины. С кого
Филипп Пильман писал этот портрет, до сих пор неизвестно.

Существует две версии:

1. это его автопортрет;
2. портрет одного из строителей Монплезира,
который приглянулся художнику своей фактурностью.

Но в любом случае это портретное изображение было
первым в декоративной росписи.

Фрагмент потолочной росписи в Буфетной над аллегорией Зимы.
Фрагмент потолочной росписи в Буфетной над аллегорией Зимы.

Выходили гости Петра I из дворца, проходя Западную галерею.
Так они могли увидеть все комнаты, насладиться живописными полотнами, удивиться мастерству скульпторов и резчиков по дереву, пройтись по чёрно-белым полам, будто по шахматной доске.

И провожала их богиня Флора в образе Весны, вокруг которой
резвятся
путти - ангелочки без крыльев.

Во время послевоенной расчистки оказалось, что полихромные краски этого медальона не сохранились. Реставраторы решили не вмешиваться и оставить данный фрагмент "в подмалёвке" - нам дорог каждый сантиметр Петровской эпохи, даже если он потерял первоначальный лоск.

Весна
Весна

В начале статьи я обещала вам рассказать об одной фишке Монплезира. Такой аллегории лично я нигде не встречала. Кроме смены времён года художники нередко изображали день и ночь в виде Солнца и Луны или Месяца.

Но только в Монплезире вы увидите аллегорию Рассвета и Заката. Это - изображения юноши с бубном. Представляете, каково было мастерство французского живописца Филиппа Пильмана, чтобы утренние и вечерние часы были узнаваемы зрителями.

Рассвет - юноша радостно приветствует новый день, а из-за горы
первые лучи солнца освещают Небосвод.

-8

Закат - день окончен, юноша опустил бубен, а солнце покинуло Небосвод.

-9

Вот такими маленькими тайнами наполнен любимый дворец Петра I, которые ещё не каждому откроются))

Другие статьи о настенной живописи Петровской эпохи:
Под куполом мифов и тайн
Беседка с непростой судьбой

Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и подписывайтесь на мой канал.

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея