Найти тему

Холодно ли было в танке т-34?

Доброго времени суток дорогой друг. Мы все видели много информации касаемо история создания, и технических характеристик пожалуй одного из самых лучших танков второй мировой войны т-34. Но у меня возник вопрос каково было в нем экипажу зимой особенно во время трескучих морозов насколько комфортно ощущали себя танкисты в боевом походе и ночной стоянки в мороз. Начну пожалуй самого главного специальной печки отопителя в конструкции танка предусмотрено не было комфорту танкистов того времени вообще не принято было уделять особое внимание. Бойцам приходилось на себе носить много одежды чтобы хоть как-то сохранить тепло, и это максимум что они могли сделать. На практике металлическая машина создавало ощущение мороза даже больше чем снаружи отдельная глава рассказы о холоде может быть посвящена запотевшем приборам и оптики что создавало конечно же свои сложности, и мы уже не говорим о таких мелочах как замерзшие и от убивший конечности каждого из члена экипажа.

Сложно приходилось механику-водителю который грудью принимал ледяной воздух, часто приходилось открывать на ширину ладони люк для лучшего обзора. Cуществует мнение в котором говорится что хоть специальных выводов, и помп для обогрева салона не существовало. На ходу сам двигатель давал хоть чуточку тепла салону также как и пороховые газы отстрелянные гильзы.

Но существует также совершенно противоположное воспоминания ветеранов говоривший о том что это все не соответствовало действительности, и расположение двигателя и его конструкция совершенно никаким образом не влияли на температуру внутри танка. Но даже учитывая разные мнения мы можем говорить об одном в танке т-34 действительно было очень холодно. А вот во время стоянок, и ночевок была применена русская смекалка башня танка т-34 был притороченным танковый брезент размером 10 на 10 метров, им накрывали танк по пути на фронт. На нем же раскладывалась нехитрая снедь это же брезент служил танкистам крыше над головой. Когда не было возможности остановиться на ночлег в домах. В зимних условиях танк промерзал, и становился

настоящим холодильником тогда экипаж вырывал траншею загонял на нее сверху танк под днищем танка подвешивалась танковая печка которую топили дровами. В некоторых модификациях танка т-34 прямо на заводе приваривали крепления для установки ящика с данной печкой. В данном вреда же было не очень комфортно но намного теплее чем в самом танки или на улице. Обитаемость и комфорт самих т-34 были на минимально необходимом уровне сидение танкистов делали жесткими и в отличии от американских танках на них не было подлокотников. Тем не менее танкистам иной раз приходилось спать прямо в танке полусидя. Cтарший сержант Пётр Кириченко стрелок-радист танка т-34 вспоминает хотя я был длинная и худощавый но все равно приноровился спать в своем сиденье мне даже нравилось откидываешь спиночку при спускаешь валенки чтобы ноги не мерзли и спишь. А после марша хорошо спать на теплой трансмиссии накрывшись брезентом. Пытаясь найти хоть какую-то информацию по ночной стоянки танка т-34 зимой в полевых условиях. Из нескольких источников подчеркнул информацию. Долгого выкапывания блиндажа из мерзлой земле некоторые экипажи могли под днище танка устанавливать пару горящих либо тлеющих бревен но думаю это не было массовым явлением хотя возможно такие случаи были.