"Оливия Лэтам" Этель Лилиан Войнич - роман внешне простоватый, сюжет его легко предсказуем. Из всех романов Войнич он более всего подходит под определение "дамский". По крайней мере именно так его восприняли на родине автора. Ведь это - "про любовь".
Оливия - молодая англичанка из того поколения, которое первым сочло необходимым для себя образование И профессию. Если уж врачом ей не стать (в Университет женщин начнут принимать лишь через полвека), она - медсестра.
Очень хорошая, профессиональная, безгранично терпеливая, любезная настолько, что это порождает сомнения в её искренности. Заученная доброта?
Нет, её доброта просто разумна. Привычка мыслить, анализировать - к этому качеству женщины мужчины ещё не привыкли.
Но именно напряжённая работа мыслительного аппарата сблизит её с революционерами. Политическими теориями не заразится, но сам тип людей, которые жертвуют своим настоящим ради общего будущего, ей необыкновенно симпатичен. А там и любовь - к молодому русскому, Владимиру Дамарову.
Впрочем, он же "почти европеец", если у него в предках итальянцы и датчане? Или "русский" - это и есть смесь всей Евразии?
Поездка в русскую глубинку - знакомство с роднёй любимого, дружба с его другом - поляком...
Арест любимого и его смерть в Петропавловке. Сумасшествие, от которого её воскресит тот самый поляк - доктор Карол Славинский.
Правильно, полюбит Славинского. Несмотря на то, что и у него со здоровьем скверно - последствия ссылки в Акатуе.
Так можно в несколько строчек уложить содержание романа Стоит ли читать?
Стоит!
Потому, что главная героиня, в сущности, Россия. Причём Россия глазами ... нет, не Оливии, а самой Этель Лилиан Войнич.
В Европе она не видела ничего странного в том, что революционеры - это интернационал.
Но, узнав близко Владимира и Карола, её Оливия не понимает, что сделало этих людей друзьями. Что - то есть в их дружбе противоестественное, а что?
Сначала ей кажется, что при взаимной "любви" поляков и русских, эти двое не могут относиться друг к другу искренне. Но - общие злоключения, общая работа, общие опасности... "Я полюбил некоторых поляков - но не Польшу" - признается Владимир. И то же самое скажет Карол: "Я люблю русских - но не Россию". Научились разделять людей - и политический режим?
Да, но это - упрощение. Вот двадцатилетний Карол говорит своему деду - старозаветному шляхтичу:
- Мне всегда внушали, что у русских только зубы да желудок, а у них такая же душа, как у нас!
Дед крестится рукой, покалеченной русской саблей:
- Верно. Но об их душах пусть заботится Матка Бозка, а наше дело - уворачиваться от их зубов. Все возвращаются к своей нации, и ты вернёшься.
Тогда Оливии начинает казаться, что Карол увлёк Владимира на этот путь, как старший, как авторитет. Зачем? Чтобы чувствовать свою власть над человеком совсем другой природы?! Ведь Владимир - талантливый художник, а об Академии думать поздно, с его репутацией - уже никуда! Нет. Оба понимают, что революционер - тип для России экзотический, и такими силами не победить. Видят свою задачу лишь в том, чтобы традиция не прервалась - и тогда следующее поколение победит непременно (действие происходит в 1883 году). Да, оба сознают, что не доживут.
Но почему они уверены в будущей победе? Предпосылок никаких - Оливия поражается "недозрелости" России. Здесь так невероятно тонок слой людей мыслящих, так непробиваема толща средневековья, что ожидать перемен в ближайшую тысячу лет невозможно!
Вот Оливия едет работать "на холеру" - и не может объяснить мужикам: они хворают - помирают оттого, что навозная жижа стекает прямо в колодцы. "Нет, нас травит эта английская ведьма!"
- А когда английской ведьмы здесь не было, отчего перемёрло полсела?
- От воли божией...
Оливия начинает понимать, что весь знакомый ей революционный интернационал - по сути, временные попутчики. Цель - покончить с тем, что есть, но планы на "после победы" у всех разные.
Поразительно наблюдение автора, вложенное в уста героини:
"Европеец, чем более он образован, тем более - космополит. Гражданин мира.
Русский, чем более образован, тем более патриот. Россия для него - всё"
Логика? Какая логика? Войнич может объяснить это себе только тем, что Европа маленькая. Не хватает простора у себя - ищи поле деятельности у соседей. А Россия так велика, что хватит для приложения самых необъятных сил, самых фантастических планов.
А герои - мужчины здесь мыслят образами. Сплошные художники. Вот русский эмигрант в Париже проснулся среди ночи с криком - кошмар приснился. Какой? Свиньи!
Домашняя хозяйка не понимает: "И мне мои свиньи иногда снятся - ну и что?"
- Даже в этом мы разные. Вам снятся свиньи, которых вы едите, а нам - такие, которые едят нас!
Картина ареста героя, тюрьмы, департамента, жандармерии, непобедимой бюрократии, сводящей Оливию с ума - это великолепный портрет "свиней, которые жрут нас".
До сих пор...