25 октября не стало многолетнего врача, массажиста и сервисмена сборной СССР по хоккею Олега Кученева.
Это был поистине легендарный человек. Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник здравоохранения России, он начинал работу массажистом в сборной СССР по плаванию. Был в составе сборной на Олимпийских играх в Мехико-1968 и Мюнхене-1972.
В середине семидесятых перешел работать в хоккей. Олег Кученев участник семи хоккейных олимпийских турниров. Многие поколения хоккеистов сборных СССР и России прошли через его руки.
Олег Кученев из той породы людей, на которых можно положиться. Из тех, кто никогда не вступал в сделку со своей совестью. Всегда и со всеми был честен и откровенен. Он очень любил жизнь.
В этот грустный день хочется вспомнить каким веселым человеком был Олег Кученев. У него всегда была масса баек и занимательных историй из его богатой биографии...
***
"- Михайлов - Петров - Харламов. Из них на массаж ходил только Валерка. Двое других - короли: хотели, чтобы я сам к ним пришел. Однажды Петров сказал: "Тебе западло? Зайти к нам не можешь?" - "Могу. Во сколько?" - "Давай в 10:30". Зашел. Петров с парторгом Ясеневым играли в шахматы. Я сел, прождал время, которое отводилось на массаж, и ушел. Назавтра Петров говорит: "Ты обнаглел? Не мог подождать?" - "Есть же и другие игроки".
***
"...Олимпиада 1980. - Товарищеский матч с США в Нью-Йорке. Из-за афганской ситуации нас контролировали фэбээровцы, дежурившие у лифта на двадцать седьмом этаже гостиницы "Астория". Но больше всего поразил лифт "Мэдисон Сквер Гарден", на третьем этаже которого нам предстояло играть с США. Он такого размера, что туда загрузилась вся команда - двадцать человек - с баулами! Разнесли этих американцев 10:3, и Харлам сказал: "Научитесь на коньках стоять - потом с нами играйте". На банкете после матча американские хоккеисты робко подходили к нашим звездам и брали автографы."
***
"...Турнир в Голландии проходил в новогодние праздники. 31 декабря хозяин нашего отеля отдал нам ключи, показал, как разливать пиво и уехал. Самый молодой был Хомутов - он не пил и исполнял бармена: "Кому пиво?" Надоил пивной аппарат на шестьсот долларов, но нам их потом простили. В ту ночь ребята привели откуда-то девчонок и катали их в ретроавтомобиле, который на руках стащили с пьедестала в холле отеля. Потом Фетисов с Катасоновым раскачали Колю Дроздецкого, у которого во всех карманах всегда была валюта, и бросили в бассейн. "Ребята, у меня же доллары!" - "Вот и ополоснем их".
***
"- Сашка Скворцов из Горького. Он купил за рубежом телевизор Toshiba, но ребята заставили достать и распечатать его уже в Новогорске. Уселись всей командой, балдеют, вдруг - ха, телевизор погас. Все - хором: "Ни фига себе. Скворец, ты где его ремонтировать-то будешь?" Саша очень огорчился: такие деньги заплатил, еще не доехал до Горького, а телевизор уже не работает. Он тогда и подумать не мог, что у телевизора есть пульт, которым за его спиной кто-то воспользовался."
***
"- Во время паузы на чемпионате мира-81 стали спорить: Васильев тянул всех на рыбалку, но один из руководителей Спорткомитета Валентин Сыч сказал: "Простудитесь, а впереди финальные игры". Петров предложил: "Тогда пойдемте в кино". Парторг Ясенев спросил: "А на какой фильм?" - "Исторический, военный и с любовными сценами". Посольские ребята посоветовали "Калигулу" Тинто Брасса. На меня, врача и начальника команды Сеглина билетов не хватило. Когда ребята вернулись, я спросил Хомутова на массаже: "Расскажи про фильм-то". - "Знаешь, Васильич, такое не перескажешь. Но смотреть надо". Наутро Тихонов отменил раскатку - полдня свободны. Сеглин купил билеты, и мы пошли в кинотеатр, чтобы тоже посмотреть "Калигулу". Перед нами сидели Лещенко, Кобзон и Винокур..."
***
"- На чемпионате мира в Хельсинки. После победного завершения турнира Валера Васильев с Витей Жлуктовым отцепили лодку и поплыли за рыбой, которая уже была в сетях. Витя, здоровый парень под два метра, наклонился, упал и перевернул лодку вместе с Васильевым. Ждавший на берегу Сережа Капустин бросился их спасать.
Прихожу рано утром будить игроков: абсолютно голый Васильев сидит под горячей водой - зуб на зуб не попадает: "Согреться на могу". Захожу в другую комнату: Жлуктов и Капустин дрожат под пятью одеялами..."
***
"- Женю Давыдова прозвали Чумой. Перед Олимпиадой-92 его поставили в тройку Быкова и Хомутова. Эти двое играли очень осмысленно, а Женя - мощно, но бестолково. Отсюда и кличка. На массаже Быков с Хомутовым попросили меня: "Поговори с Тихоновым, чтоб к нам поставили кого-то другого". - "Кого именно?" - "Юру Хмылева". Назавтра Тихонов перевел Давыдова в четвертое звено, а Юру - к Быкову с Хомутовым..."
***
"- Валера Васильев не любил массаж. А однажды зашел в кабинет, когда на кушетке лежал Слава Фетисов, и выдал: "Молодой, ты устал, что ли?" Фетисов без слов встал и ушел. Говорю Васильеву: "Ложись сам тогда". - "Да нафиг мне это нужно". - "А чего парня согнал?" - "Ладно, лягу". А Валера же огромный. Рука - как моя нога. Массировать такого трудно. Я измучился, но, вставая, он сказал: "Ну, ты и гладиатор". Я обрадовался, а Валера пояснил: "Гладишь хорошо"..."
***
"- Когда Валера Васильев занес Кубок канады в раздевалку, Валентин Сыч шепнул мне: "Васильич, отнеси трофей в автобус". Я спрятал кубок в баул. Поднял - ручки оторвались. Сорок килограммов! Тогда я просто накрыл его баулом, перекинул через плечо и пошел в автобус со вторым массажистом Костей Громадиным. Только вышел из раздевалки - передо мной два лба-фэбээровца. Схватили меня за руки: "Стоп! Стоп!" А я набрал скорость и попросил Костю: "Освободи меня от них". Фэбээровцы отвязались, я выбрался из узкого коридора и наткнулся на все руководство американского хоккея. "Кубок должен остаться в музее хоккейной славы в Торонто", - сказал Алан Иглсон, инициатор Кубка Канады. Я продолжал держать трофей и отправил Костю Громадина за Сычом. Когда мое плечо уже отсохло, пришел Сыч и спор продолжился. В итоге я услышал: "Отдай им на хрен этот кубок - пусть подавятся...".
***
"- Самый яркий эпизод случился на молодежном чемпионате мира-86. Предстояла незначительная игра со Швейцарией. Главный тренер Владимир Васильев уехал смотреть Канаду, нашего следующего соперника. Команду оставил своему помощнику Вале Гурееву. После двух периодов - 2:2. Если бы продолжилось в том же духе, мы рисковали вообще не попасть в полуфинал и не сыграть с Канадой. Обратиться к тренеру я не решился, так что шепнул Стеблину: "Горим. Надо что-то делать". Стеблин подошел к Гурееву: "Валя, встань-ка в сторонку" - и начал руководить игрой. Перетасовал звенья, и мы выиграли - 5:2..."
***
"- Приз Известий-1981. СССР - Канада. На трибуне - Брежнев. Канадский вратарь ударил клюшкой по заднице Сережку Макарова. Фетисов наехал на вратаря: "Ты чего, обалдел?" Подключились канадцы: заварилась каша "пять на пять". Особой драки не было, просто потолкались, но был у нас Виктор Хатулев, защитник рижского "Динамо", весивший килограммов сто двадцать. Тихонов сказал Хатулеву: "Не видишь, наших бьют?" Тот выскочил через борт и с ходу положил канадца, сцепившегося с Касатоновым. После этого дрались по-черному минут десять..."
***
"- Сменивший Тихонова Борис Михайлов не только амбициозен, но и жаден - чисто по-человечески. Ему не хотелось, чтобы рядом были люди, выигравшие с Тихоновым три Олимпиады. Мне он сказал грубо: "Вы наворовали - дайте нам"..."
***
"- Считаю в 2002-м хоккеисты предали Фетисова. Два периода отдыхали, играли безобразно, проигрывали американцам 0:3, а в третьем периоде вдруг забегали. После турнира сели, поддали, и Володя Малахов мне сказал: "Я ж говорил Фетисову: "Они тебя предадут". Поэтому и не хотел участвовать в этих Играх". - "А что такое, Володь?" - "Да есть у нас несколько паразитов". Так и получилось: один падал, как ванька-встанька, другой стоял у борта и не мог ускориться..."
***
беседовал с Олегом Кученевым Денис Романцов.
Фотографии из личного архива Олега Кученева.