1 марта 1914 года. Два франта в твидовых пальто и модных котелках выходят на Кузнецкий мост. На улице людно. Один из франтов - художник Алексей Моргунов - лениво закуривает, другой - его друг Казимир Малевич - неспешно идет рядом. Обычный день, если не считать того, что у обоих мастеров авангарда - по красной деревянной ложке в петлицах, а прогулку снимают репортёры.
Что ложка была именно такого цвета - на черно-белой фотографии, конечно, не разберешь. Однако очевидцы неспешной прогулки двух друзей утверждают, что предмет утвари был ярко-красным, очевидно, довольно сильно выделяясь на фоне спокойных тонов пальто классического кроя.
Ложка эта - идея Малевича, разумеется. Художник был ярым поклонником всего русского, его вдохновляла настоящая русская красота, простой деревенский быт, сельские сцены. В Москве того времени, напыщенной, интеллигентной, навязчиво эстетской, для простоты уже, казалось, не было места. И Малевич решил это место найти. Буквально вычерпать с помощью той самой деревянной ложки, которая символизировала русскую культуру и борьбу с ханжеством и мещанством.
Простой жест, но на следующий день Москва взорвалась от возмущения. Прогуливаться в таком виде? Впрочем, это была уже далеко не первая подобная выходка: месяцем ранее "ложкари" явились на диспут "Бубнового валета" в Политехническом музее. Кроме того, сохранилась пара фотографий с друзьями Малевича с точно такими же ложками.
По сути, эту прогулку по Кузнецкому мосту (да и все последующие выходки с ложками) можно считать самым настоящим перфомансом: художник продвигал свои идеи и взгляды на искусство с помощью всего одного простого действия, однако каков эффект. Красная ложка стала если не символом авангарда, то уж точно важной его метафорой, поскольку авангардисты черпали вдохновение в русской народной культуре и, проще говоря, в лубке.
Разумеется, ложка, за счет своей простоты, универсальности, даже, можно сказать, мультикультурности, оказалась одним из самых легко считываемых символов того времени и течения.
В восьмидесятые годы свою красную ложку показал хорватский художник Младен Стилнович. Правда, он дополнил ее еще одним важным символом русского авангарда: цифрой "0", что означает супрематическую теорию Малевича, его теорию обнуления искусства, условного "выхода за ноль".
А в 1993 году футуристы вновь вышли на Кузнецкий. В перфомансе участвовало целое объединение художников. Назвали его не то пародией, не то данью ушедшему времени. Но выглядело это красиво:
Дорогие любители странного искусства, спасибо за интерес!
Ваши лайки и комментарии - самая лучшая поддержка для канала.
А если не хотите пропустить новые выпуски - нажимайте на "Подписаться" ;)