Найти тему
Хакнем Школа

Школы для одарённых детей "высасывают" из других школ отличников. Но действительно ли эти дети одарённые?

Оглавление

Пост подписчика Хакнем для рубрики #хакнем_посты (в этой рубрике размещаются посты наших подписчиков)

Фото из открытых источников информации
Фото из открытых источников информации

Одарённые дети

Говорят, все дети талантливы. Мне кажется, это весьма спорное утверждение. А в последнее время то и дело мелькает выражение «одарённые дети». Создаются даже школы для одарённых детей. У нас в городе тоже такая есть.

Первоначальная идея была такая: собрать по всей области талантливых детей в специальный интернат, дать им хорошее образование, которое трудно обеспечить на краю географии. Но ездить по отдалённым уголкам, выискивать детишек с искрой божьей — кому это надо? Захотят — сами приедут.

Приезжают, конечно, но не столько, сколько хотелось бы. И поступают сейчас в эту школу в основном дети городские. В принципе, тоже не страшно, сама идея — развивать детские таланты — прекрасна. Но меня смущает принцип отбора.

Ещё за год до поступления, а зачисляют в эту школу с 7 класса, открываются подготовительные курсы, где дети занимаются… да обычными школьными предметами и занимаются.

Есть и заочные курсы, там тоже дети занимаются чуть-чуть усложнённой школьной программой. И весной дети сдают вступительные экзамены. Опять же — по школьной программе. Таким образом, эта школа высасывает из других школ отличников и просто умненьких детей. И даже это меня не напрягает: понятно же, что в классе с умными детьми отличникам интереснее, больше получат знаний, лучше подготовятся к ЕГЭ. Тем более, что спрашивают в этой школе строго.

Отличники на первых порах даже двойки получают. (Правда, каково будет учиться детям из их прежних школ в классах, где отличников и умненьких детей не осталось, — это уже другая проблема, о ней стоит отдельно поговорить).

Нет, я прекрасно отношусь к отличникам. Очень их уважаю. Это трудолюбивые, упорные и явно неглупые дети.

Умные, даже порой очень умные. Но вот для меня слово «одарённый» значит гораздо больше, чем «умный». Это талант, это искра, это полёт, это выход за рамки учебника и вообще любого алгоритма. А школа никакого тестирования именно на одарённость не проводит. Да, дети грамоты предоставляют, за олимпиады, спорт, достижения в искусстве. Но учить их будут просто как умных, а не как одарённых. Их не учат «выходить за рамки».

А с одарёнными детьми я встречалась. Но нечасто они попадаются, действительно, одаренные. Часто неудобные, непослушные, живущие в своём мире, со своими представлениями о жизни, мире, о том, что хорошо и что плохо. Часто непонятые, непонятые, неприспособленные.

АНЯ

В моём первом выпуске была такая девочка, Аня. Колючая, резкая, язвительная, с «мужским» умом и характером. В 8 классе перешла в мат.класс, но русский и литературу по-прежнему вела у неё я. Аня много писала. Рассказы, повести и даже роман. Толстые общие тетрадки были исписаны её мельчайшим почерком в каждую клетку. И тетрадок было много. Анины сочинения были блестящи: логичны, остроумны, парадоксальны, написанные живым и образным языком.

Выпускное сочинение она писала по только что опубликованной в «Новом мире» повести. Медальная комиссия не поверила, что девочка могла написать такой полный и глубокий анализ произведения (к тому же не все эту повесть читали). Анина медаль «повисла». Её обвиняли в плагиате (хотя критики на повесть ещё не было в принципе, она месяц как была опубликована). Учителей обвиняли в подлоге. В отчаянии позвонили Аниной маме. И она через час выложила на стол содержимое двух огромных сумок — Анины тетрадки. «Золото» Аня получила.

СЕРГЕЙ

Вторым был Сергей. Этот был математиком. По рассказам тёти, он постоянно, с самого детства, всё считал.

Идут на море — Серёжа заявляет: «Сегодня мы дошли на две минуты быстрее». На вопрос, понравилось ли ему в театре, отвечает, что очень: «В некоторых эпизодах на сцене было 32 человека!». На просьбу тёти позвать к телефону маму или папу. Серёжа переспрашивал:

— Кого именно?

— Да любого, кто ближе!

В ответ тишина. Тётя понимает, что мальчишка «завис».

— Серёжа, ты здесь? Позвал?

— Нет. Я думаю!

— Да зови же скорей!

— Я думаю, кто из них ближе…

И этому мальчику пришлось доказывать свою одарённость.

На какой-то олимпиаде он решил задачу совершенно нестандартным способом, выйдя за рамки всех алгоритмов и школьной программы. И один из членов комиссии, профессор, преподаватель ведущего вуза нашего города, заявил, что школьник не мог никак решить эту задачу, что ему явно помог кто-то из взрослых, и он отказывается подписывать протокол о присуждении первого места этому ученику.

Первое место Серёже всё же присудили, а вскоре он стал студентом того самого вуза. И преподавателем был у него тот самый профессор, хорошо запомнивший его фамилию. Но профессор был честен и принципиален. В конце курса он сам подошёл к Сергею и извинился, сказал, что был неправ. Что такой талантливый человек, как Сергей, и правда был способен решить ту задачу.

Были и другие одарённые дети... Продолжение читайте по этой ссылке

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.

Канал Хакнем Школа благодарит нашего постоянного читателя и подписчика Карину Николаевну за интересные школьные истории и возможность их опубликования в нашем канале!

Другие статьи автора:

-2

Если у вас есть тёплые воспоминания и полезные истории из школьной жизни, которые вы хотели бы опубликовать в нашем канале, напишите нам об этом 👉 story@haknem.com

-3