От стремительного сюжета этого фильма оторваться было невозможно. Таинственность подводного мира манила, а всегда актуальная история любви и предательства завораживала. Сочетание актерского состава, опытных Михаила Козакова и Николая Симонова, с новыми лицами советского кино, Анастасией Вертинской и Владимиром Кореневым, стало беспроигрышным. Этому фильму было суждено стать легендой.
Премьера «Человека-амфибии» состоялась 3 января 1962 года. В прокате фильм моментально занял лидирующую позицию - его посмотрели 65,5 млн. зрителей. Такой успех оправдал те испытания, которые пережила съемочная группа, снимая картину.
На тот момент ни у кого из актеров не было опыта подводного плавания и, тем более, никто в СССР под водой еще не снимал. И вообще в стране это был первый художественный фильм, рассчитанный на большое количество игровых подводных съемок. Может быть, поэтому сценарий «Человека-амфибии» пролежал в киностудии «Ленфильма» несколько лет, дожидаясь своего часа.
Наконец, для подводных съемок нашли подходящую бухту – Ласпи, что на Крымском полуострове (Также часть фильма отсняли в поселке Кастрополь - недалеко от Ялты).
Выбор точки для съемок оказался идеальным: вода там была кристально чистой, а живописные места прекрасно вписывались в антураж фильма. Также этот район отлично подходил для размещения вольера, в который собирались запустить дельфинов.
На тот момент это было практически безлюдное место. Ну а после того, как отсняли фильм, в Ласпи сразу отстроили правительственную резиденцию, известную как дача Горбачева.
Учитывая, что было много подводных съемок, операторам пришлось нацепить акваланги и привыкать к работе под водой. Тогда впервые в мире, чтобы снять худ. фильм, камеры поместили в сделанные по спец. заказу водонепроницаемые боксы.
Тогда же у Эдуарда Розовского, кинооператора, появилась интересная идея для съемок морской живности. Учитывая, что в Черном море этой самой живности было немного, он сделал специальный раструб - его прикрепляли к объективу камеры и заполняли рыбками. Таким образом были отсняты все панорамные картины на фоне рыбы.
И, конечно же, непросто было дебютантам, которые к тому же не имели профессионального образования - Владимиру Кореневу и Анастасии Вертинской. Им ни в коем случае нельзя было подвести режиссера. Ставка на новичков для Владимира Чеботарева стала решительным шагом. Актеров отправили обучаться подводному плаванию в бассейне, а затем они приступили к съемкам.
Из-за того, что приходилось много работать под водой, члены съемочной группы несколько раз подвергали жизни опасности. Например, в сцене, когда главный герой опускается под воду на цепи, матрос, контролирующий цепь, каким-то образом ее выпустил, и та чуть не увлекла Коренева на дно. К счастью, обошлось.
Еще одно происшествие случилось при съемке сцены, когда Человека-амфибию, привязав к якорю, прячут под водой. Снимали этот эпизод на глубине 20 метров, в паузе между дублями Владимиру Кореневу дали загубник акваланга, но он оказался нерабочим. Тогда оказавшийся рядом дайвер Рэм Стукалов поделился с актером своим аквалангом, а сам поспешно всплыл на поверхность. После такого каскадер обрек себя на кессонную болезнь, но Кореневу об этом сообщили лишь после завершения съемок.
Также пришлось помучиться и с созданием костюма Ихтиандра. Работа над ним была адски тяжелой, ведь его собирали из чешуек белой пленки. А ласты пришлось покупать в Германии, потому что отечественные не подходили из-за своей длины – они были короче, чем нужно. Все это делалось для того, чтобы костюм выглядел фантастически.
Так что, учитывая все трудности съемок, успех «Человека-амфибии» воодушевил всех. Кроме советского кинематографического руководства, которое отнеслось к картине с большим скепсисом. Но главное – зрители, а они фильм приняли.
Читайте также:
- Как иностранцы восприняли к/ф "Человек-амфибия"
- Как снимали "Доктор Живаго"