В настоящее время в связи с увеличением роста заболеваемости
новой коронавирусной инфекции COVID-19 актуальным является вопрос возвращения обучающихся в образовательных организациях высшего образования к дистанционному обучению.
Вместе с тем, следует помнить, что в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация самостоятельна в осуществлении,
в том числе образовательной деятельности.
На основании пункта 3 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226) (далее – Порядок), организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Образовательная организация доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора (пункт 4 Порядка).
Таким образом, образовательная организация высшего образования в настоящее время самостоятельно принимает решение о переходе на дистанционное обучение.
Однако, согласно пункту 1 части 17 статьи 108 Федерального закона
№ 273-ФЗ при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
Решение о продлении ограничительных мер по профилактике распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в новом учебном году будет зависеть от эпидемиологической ситуации как
в целом по Российской Федерации, так и в каждом из ее субъектов.
Таким образом, в случае возникновения ситуации, указанной в пункте 1 части 17 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ, или в случае ухудшения эпидемиологической ситуации как в целом по
Российской Федерации, так и в каждом из ее субъектов, образовательные организации будут обязаны перейти на дистанционное обучение.
В случае отсутствия вышеуказанных причин, решение о переходе на дистанционное обучение остается за образовательной организацией,
а именно за единоличным исполнительным органом образовательной организации, который является руководителем образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель) и осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации и несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации (части 3 статьи 26 и части 8 статьи 51 Федерального закона № 273-ФЗ).
СОВЕТ: Если Вы имеете проблемы со здоровьем или хотите обучаться по индивидуальному учебному плану, то в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права, в том числе
на предоставление условий для обучения с учетом особенностей
их психофизического развития и состояния здоровья, а также на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение,
в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.