Найти тему
БизнесДром

Уходя — уходи: ожидать ли новых санаций на банковском рынке

К началу сентября объем реструктурированных кредитов корпоративным заемщикам превысил отметку 5 трлн рублей. Это почти вдвое выше, чем совокупный портфель проблемных кредитов в банковской системе. Насколько серьезной может стать эта проблема для банковского сектора?

Павел Самиев, генеральный директор Аналитического Центра "БизнесДром", председатель комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам
Павел Самиев, генеральный директор Аналитического Центра "БизнесДром", председатель комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам

Банк России сообщил, что за период с 20 марта по 4 сентября этого года количество фактически реструктурированных системно значимыми банками кредитов юридическим лицам (кроме субъектов малого и среднего бизнеса) превысило 3,5 тыс., объем реструктурированной ссудной задолженности превысил 4,3 трлн рублей, или 13,3% совокупного портфеля этих банков. Что касается сегмента МСБ, то здесь объем ссудной задолженности по реструктурированным кредитам по состоянию на 9 сентября составил 753 млрд рублей.

То есть в целом по банковской системе объем таких кредитов сегодня превышает 5 трлн рублей, или более 13% всего кредитного портфеля. Для сравнения — объем просроченной задолженности по кредитам юрлицам на 1 августа составлял немногим более 3 трлн рублей.

Понятно, что не все эти кредиты в итоге окажутся проблемными, то есть большинство заемщиков восстановят платежеспособность и будут нормально их обслуживать. Для этого ЦБ и продлил механизм реструктуризации до конца этого года с соответствующими нормативными послаблениями. Однако часть таких займов неизбежно выйдет на просрочку. Оценить даже приблизительно их будущую долю довольно сложно, поскольку их улучшение или ухудшение будет зависеть от темпов восстановления экономики и платежеспособного спроса. При этом сегодня есть определенные опасения относительно развития второй волны распространения коронавируса и геополитические проблемы, которые могут обернуться новым витком санкций в отношении России.

В агентстве S&P предупредили, что неблагоприятная экономическая ситуация приведет к дальнейшему ухудшению обслуживания и погашения кредитов как гражданами, так и юрлицами.

По оценкам аналитиков агентства, объем проблемных долгов крупнейших российских банков может достичь 12–15% их совокупных кредитов к концу 2020 года, что означает почти двукратное увеличение показатели по сравнению с 2019-м. Расходы на необходимое дорезервирование серьезно ударят по финансовым результатам части банков, которые будут балансировать на грани безубыточности.

Как это скажется на конкретных банках и стоит ли ожидать серьезных проблем в системе в целом? Несмотря на то что ситуация не слишком благоприятная, предпосылок к массовым проблемам и громким случаям ухода банков на санацию я не вижу. Например, «Эксперт РА» в очередном «Индексе банковского здоровья», предупреждая о потенциальных рисках на фоне снижения рентабельности и маржинальности банковского сектора, утверждает, что это может привести к добровольному отказу некоторых банков от лицензий, но не их отзыву или необходимости санации. Тем более что, хотя в группу риска попадают десятки банков, все это мелкие кредитные организации из второй-третьей сотни, уход которых не вызовет цепной реакции на рынке. Они не относятся к категории «слишком большие, чтобы упасть», а экономической целесообразности в их финансовом оздоровлении регулятор совершенно точно не увидит.