Мода на раннее развитие и популярные телешоу с поющими детьми мотивируют родителей отдавать малышей в вокальные студии. На первый взгляд, это прекрасная идея, ведь вокал способствует развитию творческих способностей, раскрепощению. Дети находят новое увлечение и друзей по интересам. Но...
Это только на первый взгляд.
Как же на самом деле обстоят дела с детским вокалом, и почему пение в раннем возрасте может принести больше вреда, чем пользы?
Вопрос детского вокала - изначально спорный. Работа с неокрепшим голосовым аппаратом чревата серьезными травмами, вплоть до пареза связок. Знают ли об этом педагоги? Некоторые - да, и они не берутся обучать детей. Другие поступаются принципами ради выгоды или же не обладают достаточной квалификацией, чтобы разбираться в вопросе.
В доказательство своих слов приведу пару примеров из недавнего прошлого. Во-первых, в советские времена (когда я проходила обучение) на вокальное отделение не брали лиц младше 18 лет. К тому же, многие из образовательных учреждений требовали справку от фониатра, который должен был подтвердить, что голосовой аппарат сформирован.
В СССР детям было запрещено заниматься вокалом сольно. Да, были хоры, ансамбли. Но никакого индивидуального детского пения. Исключением были только солисты этих самых хоров. Но их судьба далеко не всегда была счастливой и полной перспектив.
Известный пример - Сергей Парамонов. Мальчик со звонким, резонирующим голосом имел огромный успех у публики. Стоит вспомнить лишь "Крылатые качели" в его исполнении... Но природа взяла свое: после возрастной мутации голос превратился в мужской, и прежние певческие навыки оказались бесполезны. Для Сергея это было личной трагедией. А как иначе? Человеку, который провел детство на сцене, в лучах обожания публики, сложно смириться с потерей популярности и того запоминающегося голоса, который делал его настоящей звездой.
Случай Сергея не единичный. Это одна из главных проблем детского вокала: сложность адаптации к собственному голосу после мутации. Можно ли исправить огрехи раннего обучения пению? Да. Ученику предстоит пройти непростой путь восстановления и "переквалификации" во взрослого певца. Другой вопрос - сможет ли он адаптироваться психологически к новым реалиям своего голоса?