Рождение ребёнка всегда было важным событием для семьи. Дату и время его появления на свет записывали в календаре или на полях Библии, а в саду по распространённому обычаю высаживали «священное дерево». Оно должно было расти вместе с ребёнком и оберегать его на протяжении жизни.
Обычно у детей были свои комнаты. Они находились вдалеке от гостиных, парадных залов и кабинета отца. Это был особый мир с книжками, альбомами прописей, сладостями и, конечно, игрушками. У мальчиков были солдатики, пушки и крепости, чтобы уже во время игры знакомиться с военным делом. Девочки, как и сейчас, в основном играли в куклы, вышивали и рисовали.
Александр III учил детей разводить костёр, а Николай II проводил время с семьёй, читая вслух книги.
В воспитании детей принимали участие и педагоги, и родители. Несмотря на большую занятость даже император находил время для семьи. Александр III, например, готовил из своих детей скаутов: учил их разводить костёр, грести и читать следы животных. Его дочь, великая княгиня Ольга, писала, что эти прогулки «были самыми дорогими уроками». Сын Александра III, император Николай II, любил проводить время в кругу семьи, читая вслух произведения Тургенева, Толстого, Чехова.
Императрица Екатерины II для своего внука Александра составила «Бабушкину азбуку», которая стала своеобразным педагогическим пособием. Екатерина помимо нравоучений и моральных предписаний («Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу» или «Вопрос: кто есть ближний? Ответ: всякий человек») описала конкретные полезные привычки. Вот некоторые из них:
- рано вставать и рано ложиться;
- спать «не мягко», а на жестких матрасах под легкими одеялами;
- умываться холодной водой;
- как можно больше времени проводить на свежем воздухе;
- всегда проветривать комнаты, чтобы температура не превышала 16-18 °С;
- платье должно быть легким и удобным, чтобы не стеснять движений во время подвижных игр;
- кормить просто, здорово и не слишком обильно, «а буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба».
Такие немного спартанские правила пришли в Россию из Англии в конце XVIII века. Сейчас, конечно, всё изменилось. Для сформирования современного представления о воспитании и обучении потребовались время, смена нескольких философских направлений и появление специальных дисциплин таких как педагогика и психология.