Когда разговор заходит о правых взглядах люди чаще всего представляют “Фашистскую Германию”, но на самом деле это абсолютно неверный и ограниченный взгляд на правую политику. Хотя в XXI веке существовала национал-социалистическая греческая партия «Золотая Заря» (Χρυσή Αυγή), которая даже была представлена в Европарламенте. Как раз на днях был оглашен приговор лидерам «Золотой Зари»: максимально строгое наказание назначено руководителю объединения Николаосу Михалолиакосу (13 лет) и шести политикам из его ближайшего окружения, после того как Апелляционный суд в Афинах признал партию преступной организацией.
1. Праворадикальный опыт
Главная проблема радикальных правых - печальный опыт немецкого национал-социализма, но даже не смотря на него примером такой партии может служить «Золотая Заря». На членство в партию согласно уставу, могут претендовать лишь «арийцы по крови и греки по происхождению».
Особую популярность «Золотая Заря» приобрела в 2011 году, когда встала на защиту жителей афинского района «Святой Пантелеимон», страдающих от засилья криминалитета и незаконной торговли нелегальных иммигрантов. На этой волне Никос Михалолиакос был избран советником мэра Афин. На одном из заседаний лидер «Золотой Зари» в резкой форме выступил против принятого мэрией документа в котором город Константинополь был назван Стамбулом. На парламентских выборах 6 мая 2012 года партия получила 6,97 % голосов, что дало ей право занять 21 место в парламенте, а на выборах в Европейский парламент в 2014 году партия получила 9,38 % голосов и 3 места из 21, отведённых Греции.
Партия показала наибольший успех среди всех существующих праворадикальных партий.
Национал-демократическая партия Германии (Nationaldemokratische Partei Deutschlands (NPD)) -ультраправая партия в ФРГ. Некоторые считают её преемницей НСДАП. Ведомство по охране конституции ФРГ определяет её как правоэкстремистскую, по самоопределению, НДПГ — партия правого толка (Deutschlands starke Rechte). Из-за радикализма не является успешной в немецком или Европейском парламентах.[1]
Подобный концепт партии не может получить социальный отклик в более развитых странах чем Греция и радикально-негативное отношение к научно-техническому прогрессу или свободе слова звучит неадекватно сегодня. Поэтому праворадикальный вектор не может поддерживаться более развитой частью правых.
2. Левое и правое
Отличие правых от левых в том, что каждое левое течение сегодня имеет под собой некую общую платформу: все признают заслуги Маркса, Ленина, Че Гевары и Троцкого. В зависимости от страны и времени почитаемые личности и пути могут меняться от того же консервативного сталинизма до фрейдо-марксизма. Но в правом течении все намного сложнее, так как разброс взглядов может начаться от вышеупомянутой Греческой «Золотой Зари» и батальона Азов до Сильвио Берлускони и Дональда Трампа, стоит отметить, что маргиналы не видят в капиталистах соратников, а чаще всего и наоборот. При этом часть правых восхищается национальным государством Иран, а другая часть независимостью Израиля, а третья часть не признает ни тех ни других.
Основная особенность правых от левых заключается в отсутствии желания, скорее даже в полном отказе, принимать всех равными.
Культурная эпоха постмодерна показывает некий откат от модернизма с присущим желанием выше, сильнее и мощнее идти к светлому будущему. Люди уже не хотят вырабатываться до последнего издыхания во благо корпораций или режима, не хотят ассоциировать себя с какой-либо партией. Сильные люди нового поколения уже самоопределились со своими основными принципами. Эти люди обособленны и понимают природу своего пола, традиции своей национальной культуры, уверенно стоят на ногах и не относятся к классу бедствующего населения. Такой пласт людей сейчас является не самым распространенным в мире, но одним из самых стабильных и, возможно даже, пассионарных. Этот же пласт может варьироваться по классам от маргиналов-радикалов (Тесак, Д. Боровиков и т.д.) до более либеральных интеллигентов (Е. Понасенков и А. Лебедев).
3. Развитие правых идей в России
Если касаться России тут все еще сложнее так как к проблемам взглядов на правую доктрину добавляются важные и принципиальные вопросы:
1.Славянофильство или западничество (европейцы или имперцы)
2. Религиозный вопрос (православные, язычники или атеисты)
3. Вторая мировая война (отношение к странам Оси и РОА)
4. Многонациональность народа (русские, удмурты, татары, башкиры, марийцы и т.д.)
Так как в России пока нет четкого сформированного течения или движения правых рассмотрим положение дел в Европе.
4. Потенциал правых партий
Основной потенциал правых сегодня – ошибки левых идей глобализации и интерсексуальности. Негативные последствия глобализации и евроинтеграции, стремительное увеличение проблемы иммиграции, мировой экономический кризис — все это ведет к росту популярности антилевых идей.
Из-за ошибок левых даже праворадикальные движения имеют шансы при преодолении имиджа маргинальных националистических группировок достичь политических успехов как вышеупомянутая «Золотая Заря» или хотя бы «Правый Сектор».
Умеренные правые уже получают признание как на национальном уровне, не раз завоевывая места в парламентах, так и на общеевропейском (Лига Севера в Италии, Йоббик в Венгрии, Лига польских семей в Польше, Австрийская партия Свободы и др.) Главный мотив их успеха – такой же, как у Трампа, – возвращение лучших времен, восстановление местной идентичности, которая подорвана растворением национального политического, культурного и экономического суверенитета в общемировом.
5. Основные идеи правых
У умеренных и у радикальных правых сегодня одни и те же векторы, но разные способы достижения, обобщим их идеи к следующим тезисам:
- антииммиграционная политика (призывы к ужесточению иммиграционного контроля и соответствующего законодательства);
- идея «национальной предпочтительности» при приеме на работу, предоставлении льгот и медицинского обслуживания;
- негативное отношение к глобализации;
- евроскептицизм;
- укрепление национального суверенитета;
- патриотизм;
- укрепление национальной идентичности;
- национальные традиции, ценность национальной культуры;
- семья;
- религия (при светском характере государства);
- запрет абортов;
- поощрение рождаемости и многодетных семей среди титульной нации;
- поддержание национального единства;
- идея величия нации;
- негативное отношение к мультикультурализму;
- стремление сохранить модель монокультурного общества;
- исламофобия;
- борьба с преступностью (закон и порядок);
- восстановление смертной казни.
После 1990-х годов к перечисленным идеологическим аспектам добавились:
- выход из ЕС;
- намерение отказаться от евро (в тех странах, где он был введен);
В Восточной Европе ситуация выглядит иначе, так как нет такой проблемы иммиграции, скорее даже наоборот – отток населения в Западную Европу, и долгое время эти страны находились в соцлагере, что не давало возможности мыслить в другую сторону, как например в Италии.
6. Положительный пример правых партий
Примером респектабельной правой партии может служить "Front National" или Национальный фронт, который теперь называется «Национа́льное объедине́ние». Национальное объединение представляет собой консервативную националистическую партию, основанная в октябре 1972 года французским политиком Жаном-Мари Ле Пеном.
Наибольших успехов партия «Национальный фронт» добилась на выборах в Национальное собрание в 1986 году (35 мест) и в Европарламент в 2014 году (24 места). Позже, в связи с возвращением к мажоритарной системе выборов в Парламент Франции, партии не удавалось завоёвывать места в Национальном собрании. В 2002 году на выборах президента Франции Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур, набрав 16,86 % голосов; во втором туре он набрал 17,79 % голосов, проиграв Жаку Шираку. В первой половине 2000-х годов «Национальный фронт» по результатам парламентских и муниципальных выборов являлся третьей по значимости партией страны. С 16 января 2011 года Партию возглавляет дочь Жан-Мари Ле Пена Мари Ле Пен. [3]
В Италии сейчас растет число правых партий:
- Се́верная Ли́га за незави́симость Пада́нии (итал. Lega Nord per l'Indipendenza della Padania) — итальянская правая политическая партия, основанная в 1989 году и изначально выступавшая за предоставление северным итальянским провинциям независимости и образование самостоятельного государства Падания со столицей в Милане. [4]
- Национальный альянс (итал. Alleanza Nazionale) — националистическая правоконсервативная партия в Италии. Создана в 1995 г. на основе неофашистского Итальянского социального движения, чья эмблема в уменьшенном виде сохранена в эмблеме НА. Лидер — Джанфранко Фини. Альянс состоял в коалициях «Полюс свобод» и «Дом свобод» и европейском Альянсе за Европу наций.[5]
- «Вперёд, Италия» (итал. «Forza Italia») — крупнейшая правая партия Италии (около 400 000 членов в 2006 году). Основана в 1994 году. Лидер — Сильвио Берлускони. Ведущая партия коалиций «Полюс свобод» и «Дом свобод». На выборах 2006 года в нижнюю палату парламента получила 23,7 % голосов и 140 мест из 630, на выборах Сената 23,6 % голосов и 79 мест из 315, уйдя в оппозицию. В 2008 г. объединилась с Национальным альянсом, создав партию «Народ свободы».[6]
Менее известные, но крайне важные примеры сегодня в Европе:
Австрийская партия свободы, считается популистской партией, которую зачастую также относят к так называемым евронационалистическим партиям. Она выступает за ужесточение контроля над иммиграцией, усиление борьбы с преступностью и всемерную поддержку семьи. [7]
Занимает 30 мест из 163 в Нац. совете Австрии и 4 места из 18 в Европарламенте.
Йоббик «За лучшую Венгрию» — правая националистическая политическая партия Венгрии. Партия описывает себя как «принципиальную, консервативную и радикально-патриотическую христианскую» партию, основная цель которой состоит в защите «венгерских ценностей и интересов». Она отвергает глобальный капитализм, европейскую интеграцию и является антисионистской. На парламентских выборах 2014 года партия смогла набрать 20,54% голосов и получить 23 места в Национальном собрании, что делает её третьей по величине политической партией в Венгрии, сегодня имеет 1 место в Европарламенте.[8]
7. Новые и старые правые
По словам основателя движения «Новых правых» Алена де Бенуа, соратника Доминика Веннера, «Новые правые» отличаются от «старых» тем, что никогда не считали себя сугубо национальным движением. Антисоциалисты, националисты, антикоммунисты, католики или православные, а также германофилы традиционно относятся к старым правым. Новые правые – это социалисты, интернационалисты, сторонники свободы совести, германофилы и советофилы до распада СССР. Название "правые" подчеркивало их традиционализм. Основные идеи Ален де Бенуа: принцип государства, нации исчерпан; будущее за большими пространствами, основа которых не столько объединение государств в блок из соображений выгоды, сколько вхождение этнических групп в единую федеральную империю. Она должна быть стратегически единой, но этнически дифференцированной. Стратегическое единство должно подкрепляться единством изначальной культуры.
"Согласно моим проработкам, главная задача США – полный контроль за стратегическим, технологическим, экономическим развитием европейских стран путем технологического усиления НАТО. Другими словами, речь идет о “мирном порабощении”. Ни для кого не секрет уже, что США больше всего боятся независимого развития Европы", – утверждал де Бенуа в 1992 г.
Итог
Как было неоднократно замечено в статье говорить об отсутствии потенциала правых невозможно, но размытость теории и ряд конфликтных вопросов в зависимости от страны приводит к той мысли, что правая платформа должна быть или очень глубинной, условно говоря, переселение Арийских народов, или должна иметь более сильное внутреннее взаимодействие вне зависимости от места расположения, что и происходит между некоторыми партиями сейчас. Но важной проблемой так же является экономический вопрос, который не разрешен.
Радикализм сегодня должен уйти в сторону, хотя все правые так или иначе связаны с этим максимализмом. Сейчас от правых требуется понимание экономических вопросов таких как: возможно ли при капитализме сохранить национальную или этническую идентичность, что нужно противопоставить транснациональным компаниям для развития малого бизнеса местных предприятий, каким образом мотивировать людей не уезжать из более провинциальных городов? Или может все же стоит ступить на путь социализма, а если так то возникает другая череда не менее важных вопросов.
Скорее всего позитивный пример построения правого европейского государства сможет сегодня поменять отношение к правой доктрине. Но пока из таких примеров мало возможна только Италия, колыбель империй. Правым остается самостоятельно придерживаться консервативной морали и надеяться на лучшее.