Найти в Дзене
Четыре Семерки

Правда ли, что Led Zeppelin - не более чем кавер-группа?

В комментариях в своей предыдущей статье я прочитал в том числе и такое мнение о творчестве Led Zeppelin, которое, мне кажется, стоит разобрать и дать содержательный ответ.

Итак, мнение...

LZ - это переоцененная кавер группа, состоящая из людей, прекрывавших свои средние музыкальные способности блюзовой составляющей. Но свидетелям секты Дирижабль доказывать это бесполезно!(с)

Дело в том, что подобные высказывания мне, например, встречались неоднократно и даже - куда более категоричные. Почему бы не разобраться, в самом деле?

"Кавер - группа"...

Начнем с первого тезиса. "Переоцененная кавер группа". И в самом деле - у Led Zeppelin достаточно много вещей, которые являются заимствованиями, получившими радикальную переработку, либо группа прямо указывала, что исполняет вольную версию блюза Вилли Диксона, например. Хуже, когда первоисточник изначально не был указан, что иногда приводило к судебным разбирательствам.

На самом деле в наше время это никакая не тайна за семью печатями и тем более, не "открытие Америки". Любой более менее грамотный фанат Led Zeppelin в общих чертах знает об этих фактах.

Для любопытных и менее информированных приведу краткую информацию по этому вопросу.

Как тонка грань между вдохновением и плагиатом можно увидеть на примере культовой рок-группы «Led Zeppelin». Коллектив много раз был обвинен в использовании чужих произведений (целых или их фрагментов) и презентации их как собственных. А иногда даже утверждение самих участников группы о том, что то или иное творение является всего лишь кавер-версией чужой композиции, воспринималось поклонниками как удачная шутка.

«Baby I’m Gonna Leave You» (из альбома «Led Zeppelin», 1969 год). Автором этой композиции из 50-х годов является вокалистка Анни Брендон. Участники коллектива услышали ее в исполнении Джоан Баэз в 1962 году. Так как на ее диске произведение было подписано, как «народное», музыканты решили, что настоящий автор неизвестен и свою версию песни подписали «traditional, arr. by Jimmi Page». Сама Брендон узнала о версии Цеппелинов в 1980 году от сына, который спросил почему она пела их песню. Дело попало в суд и от 1990 года композиция подписана фамилиями Брендон, Пейджа и Планта.

«Dazed and Confused» (из альбома «Led Zeppelin», 1969 год). Здесь ситуация еще более плачевна, так как не возникла из-за досадного недоразумения. Джимми Пейдж услышал эту композицию перед концертом своей предыдущей группы в исполнении ее автора Джейка Холмса. Пейдж несколько раз переделывал понравившееся ему произведение, оставив в нем только главный рифф и вокальную линию. После этого он был уверен, что смодифицировал композицию на столько, чтобы признать ее собственным творением. Холмс так никогда и не решился отстаивать свои авторские права.

«How Many More Times» (из альбома «Lеd Zeppelin», 1969год). Произведение возникло в результате смешения нескольких композиций. Текст и басовые мотивы в бриджах были взяты из «No Plase to Go» Ховлина Вольфа, а финал из «the Hunter» Альберта Кинга. В средней части слышны аналогии с произведениями, которые Пейдж исполнял с другими музыкантами на сборных концертах – с Алексисом Корнером и Джеффом Беком («Rosie», «Steal Away», «Beck’s Bolero»). Авторство этой композиции было приписано Пейджу, Бонэму и Джонсу.

«Whole Lotta Love» (из альбома «Led Zeppelin 2», 1969 год). Текст частично позаимствован у «You Need Love» Вилли Диксона, а вокальная партия напоминает эту же композицию, переделанную группой «the Small Faces» под названием «You Need Loving». Главный рифф тоже выходит из композиции Диксона, который в 1985 году был приписан к композиторам этой песни.

«Bring It on Home» (из альбома «Led Zeppelin 2», 1969 год). Название и фрагмент этой композиции были позаимствованы у того же Диксона, но из исполнения Санни Боя Уильямсона. Хотя музыканты поначалу утверждали свое авторство, со временем Диксон все же был приписан в соавторы.

«The Lemon Song» (из альбома «Led Zeppelin 2», 1969 год). Музыкальное произведение опирается на композицию «Killing Floor» Честера Барнета, известного под псевдонимом Ховлин Вольф, а фрагмент текста – из «Travelin’ Riverside Blues» Роберта Джонсона. Барнет со временем был приписан к соавторству, Джонсон – нет.

«Tangerine» (альбом «Led Zeppelin 3», 1970 год). В этом случае заявления о плагиате очень сомнительны. Факт, что это попросту композиция «Knowing That I’m Losing You» предыдущей группы Пейджа «The Yardbirds», с новым текстом. Но ведь автором оригинала был сам Пейдж, да и песня той группой никогда официально не издавалась…

«Stairway to Heaven» (альбом «Led Zeppelin 4», 1971 год). В самом известном произведении группы можно услышать мотивы композиции «Taurus» коллектива «Spirit». В инструментальном вступлении слышна некая схожесть, но Цеппелины настолько его разнообразили и украсили, что вопрос о плагиате кажется просто смешным.

«In My Time of Dying» (альбом «Physical Graffiti», 1975 год). Произведение подписано всей четверкой коллектива, хотя на самом деле является старой песней госпел «Jesus Make Up My Dying Bed». Ее настоящий автор неизвестен, но самое старое исполнение датировано 1927 годом. Тогда ее исполнил Блайнд Вилли Джонсон.

«Nodody’s Fault but Mine» (альбом «Presence», 1976 год). Следующая традиционная песня госпел неизвестного автора подписана Пейджем и Плантом. Что интересно – это произведение так же было исполнено в 20-х годах Бланнд Вилли Джонсоном.

Как видно из вышеперечисленной информации, со временем Цеппелины все меньше пользовались чужими произведениями. Но в 1976 году они совершили…автоплагиат. Произведение «Tea of One» - не что иное, как кавер известного хита «Since I’ve Been Loving You».

Информация взята тут.

Что можно сказать? С одной стороны в 60-ые это вообще была частая практика и абсолютно ничего криминального в этом не было( если указаны авторские права). Сколько собственных вещей было на дебютном альбоме The Beatles?

В других случаях глубина переработки настолько значительна, что в результате рождалось абсолютно новое звучание, радикально отличное от исходного. Так что музыкантам можно разве что спасибо сказать за такие "каверы". Переосмысливая блюз и блюз-рок они вплотную подошли, а во многих случаях создали новые стили - хард-рок и хард-энд-хеви.

В случае «Stairway to Heaven» суд так и не признал никакого факта плагиата, а ведь разбирательство было серьезным, с привлечением специалистов. На мой взгляд любой может послушать обе композиции - группы Taurus и Led Zeppelin и сам сделать выводы. На мой вкус это просто разные вселенные. Небольшой фрагмент с нисходящей басовой линией погоды не делает.

Нетрудно заметить также, что абсолютное большинство вещей, имеющих свой первоисточник, или прямо заимствованных и глубоко переработанных относятся к раннему периоду творчества группы. Со временем их число снизилось.

"Переоцененная"...

Если Led Zeppelin и является переоцененной группой, то не более, чем другие великие группы, которые тоже делали заимствования из музыки прошлого. На самом деле глубина новаторства и переосмысления материала настолько велика, что положительные оценки нетривиального подхода музыкантов к творчеству более чем уместны. Ничего не рождается из ничего. Создание нового - это, во многом, переосмысление старого. А вот радикально переосмыслить дано не всем...

"средние музыкальные способности"...

Что ж...Разберем. Джимми Пейдж создавал музыку в очень многих жанрах и на стыке разных жанров в том числе, как то - фолк, блюз, блюз-рок, реггей, соул, фанк, хард-рок, хард - энд - хеви и др. Используя различные техники звукоизвлечения - пальцевый стиль, медиатор, игру слайдом, а так же совсем радикальные, такие как игру смычком, терменвокс и гизмотрон. Кроме этого он еще был продюсером группы, создавая уникальный саунд группы.

-2

За время своей музыкальной карьеры Джимми неоднократно использовал терменвокс.

Импровизации скрипичным смычком на концертном альбоме получились весьма удачными. Заодно можно записать Джимми в сооснователи doom и стоунер? :)

Кроме этого, Джимми использовал гизмотрон( его можно услышать во вступительной части In The Evening), гитарные синтезаторы, разные акустические инструменты( как и Джонс) и даже ситар.

Вообще, именно в Джимми Пейджа прилетело больше всего критических стрел, поскольку его техника игры в 80-ые и позже уже не выглядела современной. Но надо понимать, что в период расцвета группы - конец 60-ых - первой половине 70-ых Пейдж был одним из лучших гитаристов в роке по праву. Из своего технического арсенала он сумел извлечь удивительно много. Сейчас хватает техничных и скоростных гитаристов, но им бы хоть чуточку того музыкального видения, которым обладал Пейдж, вместо того чтобы бессмысленно соревноваться в скорости с шуруповертом или бор-машинкой....

Джон Пол Джонс. Вот уж точно человек со "средними музыкальными способностями". Правда сам он об этом не знал, очень был занят в те годы.

Джонс за время своего пребывания в группе успел поиграть на басу четырехструнном, басу восьмиструнном, синтезаторе, меллотроне, органе, мандолине, банджо...эх, боюсь что-нибудь еще упустить!

Для справки...

"Вклад Джона Пола Джонса в музыкальное творчество группы не подлежит сомнению: важнейшие (с этой точки зрения) вещи — «What Is and What Should Never Be» и «Black Dog» (выстроенные на уникальных басовых риффах), «The Rain Song» и «Trampled Under Foot» (где его основным инструментом был меллотрон). Именно Джонс исполнил (записанную с троекратным наложением) партию блокфлейты в «Stairway to Heaven».

"…Мы все собрались в сельском хемпширском особняке под названием Хэдли Грейндж. <Плант и Пейдж> только что спустились с валлийских холмов: принесли с собой эту последовательность аккордов, гитарное вступление и, кажется, один куплет, ну, может, чуть больше. Я впервые услышал <песню> под оглушающий аккомпанемент каминного пламени. Впечатление она на меня произвела — ну вот, как раз такое, какое и можно себе представить. Я взял блокфлейту и исполнил эту мелодию: так появилось вступление. Потом перешёл за фортепиано: мы сделали вторую часть. Так мы постепенно записали одну секцию за другой, а потом наложили «гитарную армию», как называл её Пейдж…" - Джон Пол Джонс об истории создания «Stairway to Heaven»/BBC 2, 1990/.

Как и Джон Бонэм, Джонс живо интересовался фанк- и соул-ритмами: экспериментальный подход ритм-секции к своему делу с самого начала выделял Led Zeppelin из общего числа «тяжелых» групп. В концертных программах основное пространство для клавишных импровизаций Джонса предоставляла композиция «No Quarter»: сюда он нередко включал фрагменты произведений классических композиторов (в частности, Рахманинова). На концертах Джонс обычно использовал бас Alembic (приберегая Fender Jazz Bass для студийной работы)..."(с)

Что касается всего полного списка инструментов, на которых успел поиграть Джонси, то это вопрос не такой уж и простой и требует отдельного расследования.

-3

Дело в том, что для Джонса на заказ было сделано несколько весьма экзотических инструментов с несколькими грифами, как например,этот...

-4

Или...эта трехгрифовая конструкция!

-5

За время своей карьеры Джонс использовал самые разные инструменты...

-6

На концертах, а иногда и в студии Джонси играл одновременно на синтезаторе/органе и ножном педальном басу. Надо отметить, что делал он это безупречно.

Соглашусь, что взять в руки инструмент и играть на нем профессионально - разные вещи. Но я хотел сказать о другом - эти музыканты постоянно старались раздвинуть границы музыки, и чаще всего успешно это делали.

Роберт Плант? Может быть его ...признаем человеком "средних музыкальных способностей"? Это уже становится забавным! На мой взгляд, именно Плант является одним из самых нетривиальных музыкантов в мировом роке, который не устает удивлять на протяжении всей своей долгой карьеры. За время 70-ых Роберт Плант заслуженно неоднократно признавался певцом года.

-7

Джон Бонэм? "Средний барабанщик"? Прошло уже сорок лет после гибели Бонэма, но до сих пор не существует никого, кто звучал бы хотя бы похоже. Звучание Бонэма было абсолютно уникальным, повторить его никому не удалось. Что касается именно музыкальной составляющей, то посоветовал бы прислушаться к партиям Бонзо повнимательнее. Помимо запредельной мощи, в его игре много интересного, в том числе сложные размеры.

-8

Еще один момент. За все время существования группы музыканты крайне редко привлекали к записи сторонних музыкантов. Сэнди Денни, Рой Харпер - единичные примеры. Всю богатую палитру группы создавали сами музыканты, без привлечения сессионщиков или, например. симфонических оркестров.

И наконец пресловутая "блюзовая составляющая"... которой музыканты прикрывали свою посредственность...У группы достаточно вещей, в которых нет ничего от блюза. Что осталось от блюза в Immigrant Song? Или во Friends - вещи совсем другого плана, с "восточными гаммами"? Kashmir - найдите там что-нибудь блюзовое! Gallows Pole может быть?

Или The Crunge - необычная фанковая вещица? Есть там что-нибудь от блюза для прикрытия профнепригодности музыкантов?

Может быть...The Rain Song? Или ...возьмем из другой оперы...Carouselambra?

Можно долго перечислять. Led Zeppelin были нетривиальной и очень разноплановой группой, творчество которой далеко уходит от эксплуатации типичных блюзовых клише.

Буду рад содержательному продолжению дискуссии!

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!