Появление этого народа можно сравнить с изготовлением слоеного пирога, который выпекли относительно недавно, но рецепт - забыли…
"Ингредиентами" стало "наслоение" трех кровей: удэгейцев, нанайцев и китайцев. Уссурийский край стал "кухней", на которой это "кровосмешение" и произошло.
Публикация создана по материалам сайта "Национальный акцент"
В XIX веке даров сибирской природы хватало всем для охоты, рыболовства и собирательства (особенно – женьшеня). Этим и промышляли как коренные народы Севера, так и гонимые нуждой крестьяне из Китая. С их появлением стали развиваться земледелие и торговля. Разумеется, стали возникать смешанные семьи. Тех, кто в них рождался, сами китайцы называли "дацзы" - туземцы.
В 1858 г. был заключен Айгунский договор, по которому установили русско-китайскую границу по реке Амур. Уссурийский край стал частью России, где и жили представители "дацзы". Русские люди стали именовать местное население "тазами". Так и появился новый этнос.
Также читайте: "Требуется работник славянской внешности" - законно ли такое примечание?
В 2000 г. тазы были наделены статусом коренного малочисленного народа. И статистика этот статус красноречиво подтверждает. В 1872 г. насчитывалось 638 представителей этой общности. Перепись 2010 года выявила 284 таза. Совместное проживание тазов, удэгейцев и нанайцев способствовало увеличению смешанных браков, что привело к стиранию этнических различий.
Вишенка на торте
Сочетание трех кровей древних народностей наложило свой отпечаток на способности, мировоззрение и характер тазов. Доскональное знание окружающей их флоры и фауны позволяло выживать в весьма суровых условиях. Занимаясь охотой, рыболовством и собирательством, они наблюдали за образом жизни и повадками животных, отслеживали их миграцию.
Наследием китайского "вливания" стали навыки врачевания. Тазы научились использовать растения в качестве лекарств и ядов. Из поколения в поколение передавалось знание народной медицины, которая помогала не только лечить, но и предупреждать болезни. Среди тазов появились опытные специалисты, знающие технику иглоукалывания.
На религиозные представления тазов большое влияние оказал #буддизм.
В частности, они полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами.
От удэгейцев тазы сохранили веру в божество Онку, которое управляет горами, за реки и озера отвечает Ганихи, а за рыбу кету — Мамаса. Они считают, что каждый зверь подчиняется воле богини Тагу.
Попутно с духовными принципами они исповедовали и строго соблюдали законы и обычаи предков, которые основывались на гуманном отношении людей к природе и друг к другу.
…В 1936 году их оседлый образ жизни подвергся тектоническому сдвигу: тогда началась депортация корейцев и китайцев на их историческую родину. Под эту наковальню попали и тазы. Но благодаря опять же В.К. Арсеньеву (именно он дал разъяснение по национальным принадлежностям местного населения) части тазов удалось избежать депортации, и в 1938 году они были заселены в деревне Михайловка Ольгинского района Приморского края.
В этом селе, расположенном в тайге среди сопок, тазы продолжают оберегать свою историю. В школе детям рассказывают о культурном наследии тазов. В качестве дополнительного образования учениц обучают вышивать старинные узоры и символы.
В местном клубе есть музей, в котором собраны кухонная утварь, одежда и другие предметы быта, которыми пользовались предки.
Другие материалы:
Духи гор: путевые заметки о встрече с легендами Алтая
Каспий, горы и древние села: стоит ли туристу отправляться в Дагестан? Часть 1
Дагестан для туристов: стоит ли туда ехать? Часть 2