Правительство всегда знало, что пандемия является самой серьезной угрозой для Великобритании - более серьезной, чем терроризм или огромная кибератака. Так о чем же еще нам беспокоиться?
Любой, кто считает, что пандемия коронавируса стала полной неожиданностью для Великобритании, должен прочитать Национальный реестр рисков.
Малоизвестный документ Кабинета министров фактически является каталогом худших кошмаров страны. Экзистенциальные угрозы, подробно описанные на его 71 странице, трудно принять за один присест.
Вспышки на солнце, выбивающие из строя сети связи, кибератаки, вызывающие отключения электричества, теракты в местах массового скопления людей, беспорядки, экстремальные погодные условия. Список можно продолжать. Каждый из них оценивается в соответствии с его серьезностью и вероятностью.
С тех пор как регистр был впервые опубликован в 2008 году, он определил пандемию как самую серьезную угрозу, стоящую перед страной.
Неправильный вид пандемии
В самом последнем издании, начиная с 2017 года, пандемия оценивается как столь же смертоносная, как и крупномасштабная ядерная, биологическая или химическая атака-и более вероятная.
Однако принципиально важно, что предупреждение касается пандемии гриппа, а не нового респираторного заболевания, такого как коронавирус, хотя некоторые утверждают, что существует небольшая практическая разница между этими двумя, когда речь заходит о подготовке ответа.
Не остаются без внимания и новые инфекционные заболевания, в том числе респираторные инфекции. Они "могут стать более частыми", отмечает регистр, но вероятность их распространения в Великобритании"оценивается ниже, чем вероятность пандемии гриппа".
Пандемический грипп может привести к гибели до 750 000 человек в Великобритании, говорится в регистре, в то время как возникающее инфекционное заболевание может привести к гибели до 100 человек. В подтверждение этих оценок приводится мало подтверждающих данных.
Возможно, нет ничего удивительного в том, что новое издание Национального регистра рисков было отложено до тех пор, пока уроки пандемии коронавируса не будут "полностью усвоены", по словам министра Кабинета Министров Лорда Тру.
Предсказывать будущее всегда неблагодарная задача. Но возникают серьезные вопросы о том, соответствует ли нынешний процесс оценки рисков правительству.
Национальный реестр рисков - это только верхушка очень большого айсберга, и большая часть планирования будущих чрезвычайных ситуаций происходит в тайне.
На самом деле он основан на секретном документе-Национальной оценке рисков (НРА), предназначенном только для официальных глаз.
Дэвид Александер, профессор управления рисками и уменьшения опасности стихийных бедствий в Университетском колледже Лондона, пару лет назад был приглашен правительственным чиновником взглянуть на НРА. Он говорит, что в ней 300 страниц.
-Мне разрешили просмотреть три страницы, и кто-то заглянул мне через плечо, но мне запретили говорить о том, что я видел."
Профессор Александер сомневается в необходимости такой секретности. Он утверждает, что министры не могут быть должным образом привлечены к ответственности.
Сколько денег мы должны потратить впустую?
Планирование чрезвычайных ситуаций означает говорить политическим лидерам то, что они не хотят слышать, - что им придется тратить деньги, которые они не могут себе позволить, на подготовку к событиям, которые, вероятно, не произойдут.
Королевский астроном Лорд рис, который написал две книги об экзистенциальных угрозах, стоящих перед человечеством, говорит, что отношение к ним должно измениться на самом верху правительства.
Он приводит пример противовирусного препарата Тамифлю, запасенного Великобританией в 2009 году по цене 473 млн фунтов стерлинговдля пандемии свиного гриппа, но никогда не использовавшегося.
"На профильного министра ворчали, что он зря потратил деньги на вакцины. Конечно, он поступил совершенно правильно."
Пэр, который является одним из ведущих астрофизиков мира, надеется, что коронавирусный кризис сконцентрирует умы в правительстве.
"То, что мы должны гарантировать, - это то, что общественность поощряет их, так сказать, платить страховую премию", - говорит он.
Это все еще оставляет вопрос о том, от чего вы страхуетесь, конечно.
"Широкий круг экспертов"
Лорд Рис предупредил о необходимости того, чтобы реестр рисков выходил за рамки своего нынешнего пятилетнего горизонта. Существует также озабоченность по поводу того, что он не может взглянуть на общую картину.
Мы уверены, что реестр составлен "широким кругом экспертов" в правительственных ведомствах, промышленности, научных кругах и администрациях Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
Вероятность и серьезность рисков оцениваются экспертами по шкале от 0 до 5 баллов. Эта информация передается местным властям и агентствам, чтобы помочь им спланировать худшее.
Но Национальный реестр рисков - это внутренний правительственный процесс, и, как и все подобные мероприятия, он может попасть в ловушку, расставляя все по аккуратным категориям.
"Он склонен рассматривать риски отдельно", - говорит профессор Александр. "[Но] что происходит, когда вы получаете целый ряд рисков сразу?"
Это сценарий судного дня, о котором лорд рис предупреждал последние несколько лет. "Каскад катастроф", как он выразился.
"Трудно представить себе что-либо, что могло бы уничтожить нас всех", - говорит он, но серия катастроф может "отправить нас назад, если не в каменный век, то в Средневековье или до него".
- Может быть, пандемия, столь же смертельная, как Эбола, и столь же передаваемая, как Ковид-19, распространяющаяся по всему миру, которая разрушит экономику, повлияет на поставки продовольствия и общий порядок. Это то, что может привести к нарушению общественного порядка", - говорит он.
Другие сценарии могут включать эпидемию кибератак, что, по словам Лорда риса, может означать "отказ от современной промышленности".
Он также предупредил об угрозе, которую представляют автономные "роботы-убийцы", работающие на основе передового искусственного интеллекта, и о возможности возникновения смертельных новых инфекционных заболеваний, разрабатываемых в лабораториях злонамеренными силами.
Вещи, о которых мы больше не беспокоимся
А тут еще эти риски, которые настолько безумны, что их невозможно предсказать. Или риски, о которых мы не так много говорим, но которые никуда не делись, такие как ядерная война и угроза изменения климата.
За исключением изменения климата, которое подпадает под категорию долгосрочной угрозы, ни одно из них не упоминается в регистре.
Только сценарии, признанные правдоподобными отобранными правительством экспертами, делают это сокращение.
Стихийные бедствия должны иметь" по крайней мере один шанс из 20 000 произойти в Великобритании в ближайшие пять лет", говорит регистр, хотя для расчета риска теракта используется другая система.
Там нет никаких упоминаний об астероидных ударах, которые были вкратце восприняты всерьез правительством Тони Блэра, как указано в докладе 2000 года .
Так что же нам делать?
Мириады взаимосвязанных угроз, стоящих перед человечеством, могут быть эффективно устранены только международными действиями - но это не значит, что мы не можем сделать все лучше в Великобритании.
Лорд рис организовал в Палате лордов специальное расследование того, как составляется Национальный реестр рисков.
"Великобритания находится в опасности от множества опасностей, некоторые из которых могут изменить жизнь, как мы ее знаем", - сказал консервативный Пэр Лорд Арбутнот, который возглавляет ее.
-Мы должны знать, каковы эти риски; мы должны предотвратить то, что мы можем; и мы должны планировать прибытие тех, кого мы не можем предотвратить."
Комитет намерен провести следующий год, собирая показания свидетелей-экспертов, чтобы "насколько это возможно, обеспечить защиту нашей страны от любого значительного ущерба", добавил он.