Как же повлияло поражение при Трафальгаре на испанский флот? Если посмотреть на списочный состав испанского флота на 19 апреля 1808 года, предоставленный Морским министерством королю, то мы увидим следующую картину:
Линейные корабли от 64 до 114 орудий – 42 единицы;
Фрегаты от 32 до 44 орудий – 30 единиц;
Корветы от 16 до 32 орудий – 20 единиц.
Шебеки – 4 шт.
Вспомогательные крейсера (уркас) – 15 шт.
Бригантины -50 шт.
Пакетботы – 4 шт.
Полакры – 10шт.
Голеты (шхуны) – 38 шт.
Люгеры – 1 шт.
Балагу (разновидность шхун, используемых в Америке) – 3 шт.
Мистики (каталонские двумачтовые суда) – 2 шт.
Скифы (Esquifes, скоростные гребные лодки) – 2 шт.
Лорчи – 4 шт.
Галеоты - 1 шт.
Итого – 222 корабля.
Кроме того, в этом же отчете отдельной строкой выделена численность торгового флота Испании – 11 793 судна.
Прямо скажем – далеко не маленький флот! А что же произошло дальше? В 1808 году после Мадридского восстания началась война с Наполеоном, а союзниками испанцев стали их недавние враги – англичане. Надо сказать, войска герцога Веллингтона мало заботились об испанских городах и селах, чаще всего разоряя и сжигая города при отступлениях, и грабя и растаскивая при наступлениях .По сути англичане и французы совместно превратили Испанию в бесплодную пустыню.
То немногое, что осталось от судостроительной промышленности, было разрушено, заброшено, да просто разорилось из-за превратностей войны. Сами моряки (а на 1808 год их насчитывалось 60 тысяч человек плюс 15 тысяч человек морской пехоты) присоединились к сухопутной армии и сражались на суше. Примером можно привести известного нам Морильо, который начинал свою военную карьеру в качестве офицера морской пехоты, и был взят в плен англичанами при Трафальгаре на корабле «Сан-Ильдефонсо».
Более того, испанские и английские генералы организовали прессинг по набору людей в армию, и забирали и мастеровых, и корабельных дел мастеров, и плотников, и конопатчиков, и такелажников…. Эти ценные производственные кадры так же сгорели в огне войны с французами.
Именно поэтому за период 1808-1814 годов флот получил в качестве пополнения только два фрегата («Корнелия» и «Кармен»), один корвет («Абаскаль») и три 14-пушечные бригантины («Алерт, «Авангер» и «Волонтер»). Причем все эти корабли были построены на колониальных верфях, ни одного корабля, построенного в метрополии, за этот период не было. В это же самое время корабли гибли в переходах через Атлантику и Тихий океан, горели в портах, просто гнили в гаванях, а заменять их было нечем. Торговые суда массово захватывались сначала англичанами, потом французами, американцами, пиратами, южноамериканскими революционерами…
Поэтому к 1814-му году оказалось, что флота у Испании-то и нет. Причем и торгового флота же, поскольку для отправки экспедиции Морильо Испании пришлось фрахтовать транспорта по всему миру, платя немыслимые деньги и обходя запреты Великобритании, которая не только отказалась помочь «своим испанским друзьям», но и прямо не рекомендовала другим державам сдавать внаем Испании торговые суда.
При этом англичане прекрасно наживались и на южноамериканских повстанцах, ну а что такого? Да, «Браун Бесс» стоит на любом рынке в розницу примерно 25 песо, но почему бы не продать этим одержимым революциями идеалистам оптовые партии мушкетов по цене в 28-32 песо за штуку? «Nothing personal, just business».
10