В 2017 году Скотт Купер снял, наверное, одну из самых запоминающихся своих картин. После его просмотра в голову приходит только один вопрос: как «Недруги» не получили ни одной номинации на «Оскар» и «Золотой Глобус»? Как премия могла проигнорировать гениального Кристиана Бэйла, превосходную Розамунд Пайк, операторскую работу Масанобу Такаянаги, Скотта Купера, как сценариста и режиссера, и волшебную музыку Макса Рихтера?
Купер снял великолепный вестерн, с потрясающей (хоть и довольно простой) историей и мощным посылом. Как и предыдущие его режиссерские работы в жанре криминальная драма-боевик («Из пекла» и «Черная месса»), «Недруги» имеет неспешное повествование, простой довольно линейный сюжет и редкие, но довольно жестокие боевые сцены. Картина хорошо сложена и оставляет послевкусие, которое заставляется задуматься на темы, раскрытые в фильме.
Теперь обо всем понемногу.
1. СЮЖЕТ
Сюжет фильма мог бы быть номинирован, например, на «Оскар», особенно, если учитывать, что фильм затрагивает тему жестокости, прощения, столкновения рас и культур, а также геноцида коренного населения Америки, что раскрывает не только его художественную ценность, но и социальную значимость, достаточно важную для жителей США и полезную для понимания для зрителей других стран. Однако, академиков престижных кинопремий что-то не устроило в режиссуре и сценарии фильма (второй, кстати, мог бы и выиграть заветную статуэтку).
Сама история не несет в себе чего-то особенного: американского капитана после окончания кровопролитных боев с индейцами направляют в Монтану, чтобы он сопроводил старого умирающего вождя на родину. Своеобразный роуд-муви-вестерн, очень близкий по духу «Поезду на Юму», где, к слову, Кристиан Бэйл играл очень похожую на своего персонажа роль. Герои путешествую через уставшую от жестоких боев страну, где их поджидают, разбойники, племена враждебных индейцев, дезертиры и просто озлобленные люди, уставшие от войны. «Недруги» поднимают тяжелые для понимания темы, имеют продуманную внутреннюю драму каждого из героев и бережно пронесенный через весь фильм подтекст, оставляющий пищу для размышлений. Живая тема бытности и истории коренного народа Америки протекает от начала до конца с намеком на мысль, что американцы живут не только на прахе своих предков, но и на костях исторических хозяев земель. Особенно иронично эти мысли выглядят на фоне постоянных расовых столкновениях в Северной Америке и обсуждении притеснения темнокожего населения всеми возможными СМИ.
2. АКТЕРСКАЯ ИГРА
Тут можно отмечать практически всю когорту актерского состава. То, что Кристиана Бэйла и Розамунд Пайк не номинировали на престижные кинонаграды, можно считать преступлением. Я понимаю, что они, скорее всего, не получили бы статуэтки (все-таки Гэри Олдман «Темные времена» и Фрэнсис Макдорманд «Три билборда на границе Эббинга, шт. Миссури» были вне конкуренции), но, как минимум, просто отметить их игру академики были обязаны.
Кристиан Бэйл, как всегда, великолепен. Его персонаж суров и потрепан жизнью и практически весь фильм появляется на экране с одной и той же миной серьезной задумчивости закрытого человека. Но как же он хорош! Пока лицо практически не выражает эмоций, глаза отыгрывают боль, печаль, опустошение, разочарование, ненависть. Капитан Блокер (герой Бэйла) великолепно прописан и в течении фильма переживает бурю эмоций. Он меняется сам и меняет свое мировоззрение. Он начинает чувствовать в себе человека, умеющего прощать и быть прощенным, человека, который, казалось, умер в нем где-то на полях битвы. И все это Кристиан Бэйл отыгрывает одними глазами. Капитан Блокер определенно один из лучших его образов.
Если не брать в расчет главную роль в фильме «Исчезнувшая», Розамунд Пайк выдает лучшую свою актерскую игру. Ее горю веришь с первых минут «Недругов». В некоторых моментах, особенно в первой половине фильма, она выдает такую гамму эмоций, что становиться действительно страшно за ее героиню. Она забирает все внимание на себя и выплескивает всю себя прямо в зрителя, от чего нередко чувствуешь, как по рукам бегут мурашки.
Также следует отметить Рори Кокрейна и Уэса Стьюди. Несмотря на то, что их персонажи, по сути, второстепенные, сценаристы на славу потрудились над их образами. Кокрейн чуть ли не прямыми словами выдает одну из основных мыслей фильма и играет ярко и сочно. Его сломленному войной и своими деяниями Томасу Метцу веришь без каких-либо оговорок. Вождь Уэса Стьюди – более флегматичный персонаж, но от этого не менее печальный. Он - доживающий свой век индеец, который бился за свою родину и потерпел поражение на милость своим врагам, ненавидит их и понимает, что времена спокойной жизни его народа сочтены. Стьюди несет в себе боль всего народа, которому предстоит примириться со своим незавидным будущем. Он является прекрасным противовесом Кристиану Бэйлу. Их немногочисленные диалоги завораживают и приковывают к экрану.
3. ВИЗУАЛ
Скотт Купер в паре с оператором Масанобу Такаянаге сотворили поистине величественную картинку. Казалось камера поистине наслаждается игрой актеров, неспешно обходя их из стороны в сторону. Долгие планы окружающей природы; текущая съемка, когда камера медленно «плывет» вслед за действием; небрежное, слегка заметное, потряхивание во время диалогов, что определяет погружение зрителя в картину, словно он следит за действием сквозь глаза очевидца – все это играет на руку картине, дает проникнуться атмосферой.
4. МУЗЫКА
Музыка Макса Рихетра – еще одна позиция, которая должна была номинироваться на какую-нибудь премию (если не побеждать). Рихтер один из немногих композиторов, которому прекрасно удается меланхоличная, грустная, даже печальная музыка. До поры, до времени она кажется незаметной. Полностью поглощаясь картинкой, музыка становится частью окружения и звучит также естественно, как завывания ветра или внутренняя боль персонажей. Но в определенные моменты она усиливается и переходит на крик, на бушующий гул, на жирный восклицательный знак, очерчивающий для зрителя значимость момента. И все это удается композитору без гротескных перепадов и пафосных переходов. Последняя мелодия в фильме оказывается определяющей и еще долгое время звучит в голове после конечных титров.
«Недруги» - фильм обязательный к просмотру. Он демонстрирует жестокость и последствия не только одной войны, но всех войн. Он задает вопросы и пытается дать на них ответы. Он заставляет задуматься, а этим в наше время могу похвастаться далеко не все фильмы (даже те, которые номинируются на престижные премии). Возможно, его можно обвинить в слабой историчности, но фильм прекрасен и без привязки к истории. Магию «Недругов» создают персонажи, актерская игра, диалоги и атмосфера.
Этот фильм не для семейного просмотра. Лучше смотреть его в одиночку или в очень тесной компании, чтобы никто не мешал проникнуться идеей фильма, чтобы никто не мешал насладиться игрой и задуматься.
ИТОГ: атмосферный фильм для тех, кто любит пораскинуть мозгами на тему прощения и искупления.
Спасибо, что прочитали!