Стук в дверь опять отвлек Барта от чтения.
- Кто? - недовольно поднял голову профессор.
- Это я, - заглянул в дверь Александр Иванович. - Может быть сходим пообедаем и заодно поговорим?
Карл Владимирович неохотно отложил тетрадь:
- Ну, пойдемте...
- Я был воспитан в русском язычестве, - начал говорить его друг, как только они вышли в коридор. - Но о самом этом слове я узнал из трудов ученых. В народе так никто себя, конечно, не называет. И я не хочу так называть себя, навешивая на себя чужой для меня термин. Мы все христиане. Но аборигенная культура продолжает жить. И я не вижу, почему я должен упрекать себя и других за принадлежность этой культуре.
- Я уже говорил вам, что Церковь христианизировала все то хорошее, что было до прихода Христа, неважно, в иудаизме ли, в язычестве ли. Советую вам познакомиться с творчеством Клайва Стейплза Льюиса. Его внутренний мир был пронизан языческой мифологией, но он в своих произведениях блестяще сумел придать ей христианское звучание. Думаю, что вам просто не нужно называть себя язычником, а признать, что Вы православный христианин, и участвовать в церковных таинствах, тогда все встанет на свои места. Кстати, многие протестанты считают, что все православные – язычники, поэтому не нужно слишком заострять свое внимание на навешиваемые извне ярлыки.
- Думаю, что язычество не в забытых именах богов, язычество в жизненном укладе.
- Добавлю: не просто в жизненном укладе, а в поиске контакта со «спящими» духами природы (или оккупировавшими природу)?
- Не понимаю, зачем демонизировать невинных детей природы, зачем приписывать им страшные преступления в виде человеческих жертвоприношений и т.п.?
- А вы почитайте побольше об этом, и современные язычники это также делают.
-Для меня природа ассоциирована с храмом Божьим. Когда я вижу гармонию дикой природы, я не могу не восхищаться красотой и совершенством этого храма.
- Это так, согласен с вами, но храм осквернен. Впрочем, люди, душа которых менее повреждена по-прежнему могут видеть его красоту.
- Иногда мне кажется, что, несмотря на присутствие в природе отношений типа «хищник-жертва», она более чиста и невинна, чем человек с его извращенным отношением как к себе подобным, так и к природе.
- И это вы правильно считаете, потому что животные не несут моральной ответственности за свои поступки – они стали такими не из-за себя, а из-за человека. До грехопадения первых людей смерти на Земле не было. Первый человек Адам был создан как царь земного мира, призванный повелевать всеми животными. Он был создан «из праха земного», то есть, возможно, в нем имелись все те лучшие качества, которые присущи животным, но и нечто большее – образ Божий, благодаря этому он и мог ими повелевать, пока не пал. После грехопадения людям, как правило, присущи худшие черты представителей животного мира, а если ангелов, то падших. Но праведные люди и сейчас иногда могут безбоязненно общаться с животными, признающими их своими владыками.
И сейчас иногда животные могут быть лучше людей – когда они, например, отдают жизнь за своих детей, когда хранят всю жизнь верность своей паре, когда кого-то спасают. И говорить, что это заложено в такой вид – нельзя, потому что внутри вида существуют самые разные проявления у его представителей, некоторые из которых можно назвать личностными. Я очень люблю кошек. И приведу такой пример: одна кошка увидела, как случайно раздавили ее котенка. И ее тут же парализовало. А другая родила мертвого котенка, посмотрела на него, и тут же пошла играть. Она не стала от этого хуже, но первая проявила себя как своего рода личность, способная к таким сильнейшим переживаниям. Вторая, возможно, тоже проявила себя как личность, но совсем другая... Впрочем, в отношении кошек и собак существует мнение, что они являются своего рода отражением их хозяев. Если это так, то когда у плохих хозяев плохие домашние животные (например, хозяйка ведьма и кот помогает ей в ритуалах), то виноваты не животные, а хозяева.
- При этом дикари, живущие в природе, умеют слышать ее голос лучше, чем цивилизованный человек с его претензиями на звания венца творения. Так, при всей кровожадности южноамериканских индейцев, они вряд ли были более кровожадными, чем цивилизованные конкистадоры, которые от имени Христа учили индейцев нормам западной морали.
- Здесь два аспекта: что считать голосом природы? Голос духов ее оккупировавших? А то, что принадлежность к христианству не гарантирует от самых страшных падений, видно уже из того, что и среди апостолов был Иуда.
- Человечество – это подсистема биосферы. У нас есть своя миссия во благо этого нашего общего дома. Выделение человека из природы, противопоставление себя природе, подчинение природы себе – я считаю, что это следствия того бунта против Бога, в который человечество ввергло себя, возомнив, что все в этом мире во имя нас и во благо нас. Это девиз раковой клетки.
- В своем нынешнем качестве человек, возможно, и подсистема биосферы, но задуман он был для большего, и сейчас и может быть, и бывает большим...
- Помните, мы говорили о грехопадении? Так вот, я не считаю, что человек наказан за поглощение яблока.
- В Библии нет термина «яблоко», согласно всем толкованиям это был грех непослушания и гордости.
- Мне кажется, что грех был не в познании, а в познании только на основе рассудка.
- Грех вовсе не в познании, и даже не просто в познании добра и зла, а в "опытном" их познании. Дело не в рассудке или интуитивном опыте, сами по себе они не добро и не зло, а только инструменты. Грех в их неверном использовании.
- Но вопрос о добре и зле находится в постоянном обиходе реальных людей. И вот здесь начинаются интерпретации. Здесь же начинается относительность добра и зла. Не Церковь каждодневно говорит о противостоянии добра и зла, а люди, которые опираются на мнение Церкви, причем разные люди одни и те же цитаты из Священного Писания приводят в своей интерпретации.
- Это говорит не об относительности добра и зла, а об относительности наших понятий о них.
- Порой мне кажется, что если Запад сумеет уничтожить нашу языческую самобытность, Россия падет.
- Не соглашусь с вами. Считаю, что Россия, как государство, сформировалась на христианской основе. И Россия – это ведь не только древние славяне, а все народы, от западных до восточных границ страны, об этом нельзя забывать.
- Однажды по телевизору лично слышал из уст Патриарха, что до прихода христианства на Руси жили варвары, которые были хуже зверей. Я не против зверей, но в данном контексте это говорит о том, что до христианства на Руси жили нелюди. Я с этим, мягко говоря, не согласен.
- Мир был создан Богом совершенным. Но существа со свободной волей не захотели жить в совершенном мире, они захотели построить свой мир. Сначала грехопадение произошло в ангельском мире, затем в мире людей. И люди, в этом падшем мире, по мере умножения в нем греха и их все большего по этой причине удаления от Бога, оказались совершенно беззащитными перед падшими ангелами, через грехопадение людей получивших власть над этим миром, все более становящемся миром зла. Они требовали и жертв, в том числе человеческих и поклонения, они захватили и всю природу под именами морских, лесных, речных и иных богов. Язычество – и допотопное и послепотопное – служение этим духам. Это был мир гибели, который однажды уже был смыт водами всемирного потопа. Что было до него – мы не знаем. Но мне приходилось читать в некоторых современных книгах, претендующих на научность, на самом же деле скорее оккультных, что, например, в Атлантиде, по мнению авторов, наука на порядки обгоняла ту, которую мы имеем сейчас, мифические кентавры, единороги, гиппогрифы – это результат работы генных инженеров того времени, производящих «допотопных франкенштейнов». Научно доказать или опровергнуть эти утверждения невозможно. Если мы верим Библии, то знаем одно: однажды человечество уже было уничтожено из-за своих грехов, и однажды оно будет еще раз уничтожено. Потому что и после потопа человечество идет путем саморазрушения. И силы зла также властвуют над ним. И только Христос, Воплощенный Бог, через Свое соединение с человеческой природой, добровольную крестную смерть и воскресение, даровал человечеству спасение от греха и смерти, которые перестали быть непреодолимыми, свободу от темных духов, Он обновил и весь мир, благодаря Ему и в оскверненной из-за греха природе возможно много доброго и прекрасного, в том числе и в жизни вроде бы неразумных животных.
Христианин – свободен от законов падшего мира (я не имею здесь в виду государственные установления). Святитель Василий Великий писал, что Таинство Крещения смывает печати звезд. Но если христианин верит в то, что он не раб Божий, а «скорпион» или «козерог» или еще какое-то существо, то он тем самым добровольно вновь ввергает себя в рабство тому, от чего его освободило Крещение. Если христианин грешит и не кается, то он теряет Божественную защиту.
- Давайте вернемся еще к вопросу о чуде. Лично я считаю, что чудом можно назвать любое явление, в котором обнаруживается присутствие Божьей Воли. То есть все, что я вижу вокруг себя – это чудо, независимо от того осознал ли я его механику, могу ли предсказывать его последствия, или нет. То, что пути Господни неисповедимы, это верно. Но есть еще и каждодневный процесс восхода и захода Солнца. Я могу предсказать, когда взойдет Солнце. Я знаю, почему каждую ночь оно уходит за горизонт, а каждое утро поднимается из-за горизонта с другой стороны. Но от того, что я знаю это, величие данного явления не уменьшилось.
- Полностью с вами согласен.
- И еще в отношении смерти: мы уже говорили как-то, что она у меня не ассоциирована с абсолютным злом. Меня приводят в некоторый ужас работы современных ученых по созданию эликсира бессмертия. Если им это удастся и человек действительно станет бессмертным, то Земля, по-видимому, погибнет вместе с бессмертными.
- Я здесь полностью с вами согласен. Кстати, Льюис тоже писал о том, что смерть для падшего человека – в определенной степени благо, потому что, будучи бессмертным, он превратился бы в беса.
… Разговор был долгим, но два друга совсем не выглядели утомленными. И Карл Владимирович как-то даже изменялся, когда говорил с Александром Ивановичем о таких вещах: он уже три часа не выпивал, и ему не хотелось...
Алексей Федотов. Кожаные ризы. Роман. Часть 1. Во тьме и тени смертной. 18. Долгий разговор
26 октября 202026 окт 2020
2
8 мин