Найти тему

Наука катастроф. Как инженеры-геологи защищают жизни

В последние годы мы все чаще сталкиваемся с серьезными катастрофами, многие из которых носят техногенный характер. Из самых актуальных - катастрофа в Норильске, которая привела к колоссальному загрязнению окружающей среды. Казалось бы - виновата природа. Ведь резервуар разрушился из-за потепления климата и оттаивания вечной мерзлоты в его основании. Но когда этот резервуар проектировался и строился о такой проблеме почему-то даже не подумали. Итог мы все видели. Именно предотвращением подобных ситуаций, будь то этап проектирования сооружения или мониторинг построенного (если такой проводится, конечно), занимаются инженеры-геологи. С одним из них, генеральным директором ГК "ПЕТРОМОДЕЛИНГ" и преподавателем геологического факультета МГУ Алексеем Бершовым пообщались журналисты нашей редакции.

По его словам, после окончания Второй мировой войны в нашей стране появился огромный запрос на дешёвое валовое строительство. Тогда же родилась простая концепция проектно-изыскательских работ, подразумевающая выполнение штамповых испытаний и выделение инженерно-геологических элементов. Этого было достаточно для расчётов осадок плитных фундаментов с учетом линейно-деформируемого полупространства. Для типовых жилых и небольших промышленных сооружений данный подход работал великолепно. Но как только проектировщики сталкивались с большими нагрузками, да еще усугубленными геологическими процессами, или же как только требовалось освоение подземного пространства, вопрос необходимости изучения геологической среды с точки зрения её образования (генезиса), истории развития и современного состояния, главным образом напряженно-деформированного (без знания и оценки именно этих составляющих невозможен переход к нелинейному поведению грунтов под нагрузками) моментально вставал ребром. Сегодня учет этих факторов требуется уже не в единичных случаях, а практически повсеместно, ведь новый подход позволяет принимать более экономичные решения. Большая доля проектируемых ныне объектов относится к сложным: высокая этажность и глубина подземных частей; наличие на строительных площадках оврагов, неудобиц, освоение горных площадей; воздействие геологических процессов и специфических грунтов.

"Наконец, можно говорить о постепенной деградации мерзлоты на фоне неустойчивости климата (понимая, что природный тренд на потепление может оказаться очень локальным). Как сообщают ученые-климатологи, скорость роста среднегодовой температуры в России составляет около 0,5 градуса за 10 лет. Это более чем в 2,5 раза больше скорости роста глобальной температуры за аналогичный период. А это означает, что очень скоро остро встанут проблемы укрепления построенных и грамотного проектирования новых сооружений на вечной мерзлоте. И это очередной вызов, в том числе, инженерам-геологам. Катастрофа в Норильске – печальное тому доказательство", - подчеркнул Алексей Бершов.

Кроме того, по мнению А.Бершова, инженерная геология – это наука катастроф. С этой точки зрения, происходящее сегодня, безусловно, только на руку инженерам-геологам. Люди сегодня осваивают все более сложные территории, а природа всячески этому сопротивляется. И вот как раз в такие моменты появляется понимание, что надо вкладывать средства в науку, получение новых знаний о геологической среде. И только опираясь на них начинать создание сложных литотехнических систем.

Чего только стоит освоение Кавказа. На это в свое время в полной мере не решился Советский Союз. В том числе потому, что не было ни строительных технологий, ни глубоких инженерно-геологических знаний. Да, Россия построила в Сочи к Олимпиаде несколько очень значимых сооружений, соревнования провели успешно, но эта попытка была удачна, по оценкам нашего собеседника, примерно на 70-80%. А дальше будут только проблемы, особенно с оползневыми и селевыми процессами. Похожая ситуация возникает в связи с освоением Крыма и, в частности, его южного побережья. "Я прогнозирую, что проблем там, особенно при реконструкции транспортных систем, будет больше, чем в Сочи", - заключил А.Бершов.

Полный текст интервью читайте в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ.