Найти в Дзене

Рассматривая вопрос массы, мы должны говорить о том, что поведение индивида в массе подчинено ряду особенностей, которые

Оглавление
(Художник: Давид Бурлюк)
(Художник: Давид Бурлюк)

Рассматривая вопрос массы, мы должны говорить о том, что поведение индивида в массе подчинено ряду особенностей, которые практически в незыблемом виде представлены в характере поведения, отмечаемого в практически любой толпе (массе).

Рассмотрим характерные признаки, свойственные массовому поведению. Что это за признаки?

Во-первых, это эффект подчинения своего «Я» — «Я» коллективному.

Находясь среди себе подобных, любой человек испытывает чувство непреодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздывать.

Другими словами, когда человек находится в толпе, в массе, он может быть самим собой, может дать волю своим древним природным инстинктам.

Тем инстинктам, которые вынужден скрывать живя в современном обществе. В культурном обществе.

Потому как культура накладывает незримый отпечаток на поведение индивида.

Если в душе определенная часть индивидов желала бы руководствоваться принципами жизни древнего человека (с его архаическими инстинктами),

то с развитием цивилизации подобные желания приходится усмирять.

В итоге наблюдается развитие различной симптоматики заболеваний психики.

Вторым принципом массообразования, является так называемый эффект заразительности.

Заразительность следует причислить к феномену гипнотического рода. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство.

И в такой сильной степени, что индивид легко жертвует личным интересом в пользу интересов общего.

Понимание данного факта также упирается в культуру. В развитие и существование цивилизации.

Ведь с развитием цивилизации общества культура накладывает на каждого индивида отпечаток в виде существования определенных норм и запретов.

Общество вырабатывает свои законы (законы существования индивида в цивилизованном мире),

и выйти за рамки этих законов — значит подвергнуться определенному наказанию.

А в толпе каждый индивид обезличен и может совершать различные противоправные действия, не думая о наказании.

Думать — это уже прерогатива сознания.

В толпе же вверх берут бессознательные инстинкты.

Кроме того, находясь в толпе, любой человек должен подчиняться внутренним законам толпы, т.е. делать то, что делают другие представители массы, толпы.

В итоге масса подчиняет индивида, блокируя его волю и сознание.

Или, если рассматривать с позиции психофизиологии, толпа актуализирует инстинкты правого полушария мозга (правое полушарие — мыслит образами, чувствами, а не разумом, в отличие от логики левого полушария мозга).

Поэтому сознание индивида блокируется.

Такой человек на какое-то время перестает мыслить логически и отдавать отчет в совершении собственных действий.

И вверх берут бессознательные, низменные инстинкты, и человек начинает выполнять команды правого полушария мозга.

Цензура психики, с ее критическим анализом к любой поступающей из внешнего мира информации, находится в левом полушарии.

А левое полушарие частично заблокирована в результате чрезмерной активации правого полушария.

Под заразительностью можно понимать циркулярную реакцию.

Простой пример: когда кто-то входит в помещение, где все смеются, такой человек бессознательно поддается общему веселью.

Циркулярная реакция — это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Таким образом, мы должны говорить, что циркулярная реакция стирает различия между индивидами в личном опыте и ролевой идентификации, уничтожает здравый смысл.

А значит, в толпе зачастую актуализируются низшие, исторически примитивные пласты психики.

Сергей Зелинский

чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг