Армянский Арцах - прощай навсегда?
26 лет назад, в 1994 году, Азербайджан окончательно проиграл Первую Карабахскую войну, лишившись не только почти всей территории населенного преимущественно армянами Нагорного Карабаха (Арцаха), но и нескольких прилегающих к нему чисто азербайджанских районов, которые армянские силы использовали в качестве "зон безопасности", причем, надо признать, что с чисто военной точки зрения оккупация этих территорий армянами была абсолютно оправданным решением.
Так и не смирившись с поражением, четверть века Азербайджан готовился к реваншу, направляя на вооружение, оснащение и обучение армии значительную часть своих нефтегазовых доходов. По мере того, как военно-техническое превосходство над нищей Арменией становилось подавляющим, азербайджанские военные все чаще стали испытывать армянскую оборону на прочность. Наиболее значительные эпизоды произошли во время так называемой "апрельской войны 2016 года" и в июле 2020.
Тем не менее, все эти годы руководство в Баку не решалось начать крупномасштабную войну с решительными целями по ликвидации Арцаха. Все изменилось во второй половине 2020, видимо, именно под давлением Турции, которая обеспечила прямую военную и политическую поддержку, 27 сентября Баку наконец-то решился начать Вторую Карабахскую войну.
Фактически у Армении и Азербайджана в этой войне разные критерии победы. Для армян, все, что не победа - это по сути поражение. То есть на каком бы рубеже не удалось сейчас остановить противника - это потеря территорий и шаг к будущим наступлениям врага с новой линии фронта. Для Азербайджана - наоборот, все, что не откровенное поражение - это победа. Каждый отвоеванный километр территории и каждые руины бывшего села - это уже пусть небольшая, но победа.
По итогам первых 20 дней войны можно с уверенностью сказать, что в целом, азербайджанские войска одерживают верх над своим противником. Главным фактором успеха стало тотальное господство в воздухе, которое армия Азербайджана обеспечила не с использованием классической пилотируемой авиации, а с помощью огромного числа беспилотных летательных аппаратов, главным образом израильского производства. Наиболее эффектным для сторонних наблюдателей стало использование израильских дронов-камикадзе Orbiter-1K, SkyStriker и Harop, а также вооруженных управляемыми ракетами и бомбами турецких беспилотников Bayraktar TB2. Беспилотники буквально выбивают армянскую бронетехнику, артиллерию и средства ПВО. Огромную, хотя и не столь распиаренную роль, играет большое количество чисто разведывательных дронов, которые непрерывно висят над полем боя и тылами армян, позволяя наносить высокоточные удары азербайджанских наземных ракетных и артиллерийских систем. Огневое поражение и изоляция района боевых действий делает вопрос поражения армянской армии в Карабахе вопросом времени.
Как бы не насмехались армяне над военными навыками азербайджанцев, надо признать, что уже с начала прошлого десятилетия армия Азербайджана начала готовиться к войне 21-го века, сделав ставку на новейшие технологии. При этом, конечно, не забывая и о модернизации классических средств войны - бронетехники, артиллерии и авиации. И если пилотируемая авиация Азербайджана в ходе боевых действий пока используется крайне мало и осторожно, то всеобъемлющий контроль над полем боя дал азербайджанской артиллерии и ракетным комплексам новое качество.
На этом фоне ситуация у армян в Карабахе выглядит откровенно грустно. Не располагая финансами для закупки современных вооружения, армяне смогли наладить выпуск двух видов разведывательных БЛА, но их количество на вооружении, судя по всему, в разы меньше чем у противника. После кровавого урока апрельской войны 2016 года началось проектирование и собственного ударного дрона-камикадзе, но в условиях "ни мира, ни войны", шло оно ни шатко не валко, очевидно из-за недостатка средств, но главное, видимо, из-за отсутствия понимания у армянских военных с чем им придется столкнуться в новой войне.
Чисто технически, Армения не находится ни под какими санкциями, поэтому вполне могла закупить или лицензии на готовые ударные дроны, или закупить компоненты и создать собственную конструкцию. После чего вложиться в станки, оборудование и технологии производства, чтобы наладить массовый выпуск аналогичных ударных БЛА. Это дорого, но та цена которую теперь приходиться платить армянской армии на поле боя - несоизмеримо выше.
Очевидно, что несмотря на учащающиеся стычки с противником, армянские генералы были убаюканы собственноручно созданным мифом о непобедимости "Армии обороны Арцаха", и фактически готовились к прошедшей войне. Всегда умиляли армянские репортажи с опорных пунктов на передовой, где основным строительным материалом четверть века являются заполненные песком шины и мешки, а также бетонные столбики с виноградных плантаций. Понятно, что денег нет, но за 25 лет с помощью арматуры, цемента, небольшой бетономешалки и гарнизона из отделения солдат можно построить что-то куда более приличное и способное выдерживать артобстрел.
К несчастью для армян, за более-менее разумные деньги и в кредит, поставить оружие могла только Россия. Однако, российские военные уже 70 лет готовятся к повторению Великой Отечественной, с ее масштабами и расходами боеприпасов, поэтому все эти безумно дорогие "штучки" вроде управляемых бомб и ракет в стиле "пустил и забыл" не особо жаловали. Когда же эта тенденция в развитии вооружения стала понятна даже им, оказалось, что все военное сотрудничество России под санкциями и все элементы "умного оружия" приходиться конструировать и производить самим, осваивая множество новых технологий, особенно в области электроники и двигателестроения. В отличии от тех же турок, которые, используя комплектующие ведущих мировых производителей, быстро создали и наладили массовое производство своих теперь уже знаменитых на весь мир ударных беспилотников Bayraktar. Не оказалось в арсенале РФ и дронов-камикадзе, а также аналогов дальнобойных управляемых ракет Spike. Россия бросилась исправлять ситуацию, некоторые образцы уже созданы и показаны в действующем виде, некоторые - в качестве макетов. Но реально в серийном производстве на данный момент таких образцов все еще нет и буквально на днях показали первые три принятых на вооружения ударных беспилотника Орион со станцией управления.
Армяне на российские кредиты были вынуждены брать достаточно привычные вооружения. Наиболее полезными, в данном случае, были, видимо, средства ПВО и радиоэлектронной борьбы, однако они оказались неспособны сколько-нибудь зачистить небо от сотен беспилотников и, по крайней мере частично, сами стали их жертвой. Покупка Арменией современных истребителей Су-30 несомненно очень статусная, проблема только в том, что на данный момент их реальный вклад в боевые действия отсутствует. Нет никаких сообщений о том чтобы они применялись для полетов над Карабахом. Конечно, бороться с помощью имеющейся четверки Су-30 с мелкими беспилотниками бесперспективно. А вот более крупные БЛА вроде Hermes-450, Hermes-900 или Heron были бы наверняка лакомой целью. Но при этом есть и большая вероятность потери дорогих и штучных Су-30 от действия ПВО или ВВС Азербайджана, а также турецких F-16, оснащенных дальнобойными ракетами AIM-120. Так что скорее всего, армянские сушки ограничиваются полетами над собственно Арменией в качестве истребителей ПВО. Су-30 был бы весьма серьезным аргументом в войне, имея на вооружении дальнобойные крылатые ракеты для поражения важных целей из собственного воздушного пространства - таких как РЛС, позиции ЗРК, склады, узлы связи и командные пункты. Однако, сильно сомнительно, чтобы на вооружении армянских Су-30 были какие-то ракеты воздух-земля с дальностью больше сотни километров.
Еще одним "вундерваффе" армянской армии многие искренне считают ракетный комплекс Искандер-Э. Опять таки, на данный момент сведений о применении этих ракет в боевых действиях нет. В целом, Искандер действительно вполне современное и мощное высокоточное оружие, однако не стоит его обожествлять в духе "не смешите мои искандеры". По одним данным у Армении 4 пусковых установки, по другим - 8. Возьмем по верхнему пределу - 8 ПУ по две ракеты на каждой, плюс еще столько же на транспортно-пусковых машинах. То есть 32 ракеты готовых к бою. Максимум еще 32 на складах, хотя я и очень сомневаюсь в таком количестве - слишком уж это дорого для Армении. Ну допустим, все же есть - итого мы имеем 64 высокоточных ракеты с массой БЧ по 500 кг. Проблема только в том, как этим количеством можно переломить ход боевых действий. Конечно, если часть этих ракет оснащена кассетными БЧ с самонаводящимися кумулятивными поражающими элементами, ими можно накрыть, скажем, батарею САУ Дана или Гиацинт, выведя из строя или уничтожив несколько установок. Или группу танков и БМП. Но это требует хорошей воздушной или спутниковой разведки, с чем, как я подозреваю у армян дела обстоят не блестяще. В любом случае, вывод даже двух-трех десятков боевых машин, часть из которых будет легко восстановлена после небольших повреждений, на исход войны повлияет слабо.
Куда более эффективно можно поражать стационарные цели, но тут опять таки надо знать куда бить - ракет немного. Одно дело попасть в штаб откуда сейчас руководят боевыми действиями, другое дело - здание штаба с парой дежурных офицеров, так как все командование выехало на полевой командный пункт. Также и склады с боеприпасами и ангары с техникой. Где и что хранится? Уничтожить боезапас к израильским высокоточным ракетным комплексам стоимостью десятки миллионов или полупустое укрытие с десятком ящиков 82-мм мин производства 1943 года? Есть, конечно, варианты бить по стратегической инфраструктуре - нефте и газоперекачивающим станциям, остановив экспорт и обрушив доходы, нефтебазам и нефтеперегонным производствам - осложнив снабжение армии топливом, электростанциям - загнав страну в "каменный век". Но также надо понимать, что на такие удары будет и ответка, и не только Баку будет жить при свечах. К тому же подобные удары не дают мгновенного эффекта на поле боя.
В целом, Искандеры могут больно пощипать Азербайджан, особенно стационарные объекты, но на исход войны несколько десятков ракет повлиять не смогут.
На данный момент известно несколько эпизодов применения Арменией мощных, но устаревших и не точных баллистических ракет Р-17 Эльбрус по азербайджанской авиабазе в Гянже. В обоих случаях ракеты падали на жилые кварталы города приводя к массивным разрушениям и жертвам среди мирного населения. Удивительно, что даже на такой относительно небольшой дальности, точность удара настолько отвратительная, что позволяет обвинить армян в преднамеренном уничтожении мирного населения.
Вполне вероятно, что второй пуск по цели на территории большого города был ответом на непрекращающиеся ракетно-артиллерийские обстрелы Азербайджаном городов Карабаха, по принципу - попадем по авиабазе - отлично, попадем по городу - тоже неплохо, чтоб им жизнь медом не казалась.
Война это всегда кровь, грязь и смерть. Но как это не цинично звучит - победителей не судят. И победит, очевидно, сильнейший...