Психологи МГУ совместно со специалистами Barcelona Institute for Global Health протестировали мобильные математические приложения для детей. Для эксперимента были отобраны четыре эппа, имеющие рекомендации экспертов — учителей начальных классов и занявшие первые места в пользовательском рейтинге по запросу «математика для дошкольников» на Google Play и AppStore.
Ни один из четырех эппов не предусматривает вовлечение взрослого во взаимодействие с ребенком, а также не использует методики развивающего обучения. А преемственность со школьной программой отмечена лишь в одном из рассматриваемых приложений — «Лунтик. Математика». Помимо этого приложения, исследовались «Математика и цифры для малышей. Учимся считать», Funexpected Math, Kids Numbers and Math.
Приложения оценивались по пяти критериям:
- степень и форма вовлечения взрослого;
- вовлечение ребенка во взаимодействие с контентом приложения;
- форма подачи материала и его соответствие особенностям возраста;
- методология формирования математических понятий (традиционная либо содержащая элементы развивающего обучения);
- обеспечение преемственности со школьной программой в части математического содержания.
Ученые с сожалением отмечают, что в трех из четырех исследуемых приложений пользователь играет в простую игру, выбирая правильный ответ методом проб и ошибок. То есть отсутствует вовлечение с качественной обратной связью, позволяющее ребенку не просто «угадать цифру», но понять материал. В приложении «Лунтик. Математика» есть развернутая инструкция, игровые диалоги между персонажами, пробные обучающие задания. Тем не менее, для понимания материала этого недостаточно.
А в двух из четырех рассмотренных приложений («Математика и цифры для малышей. Учимся считать» и «Funexpected Math») форма подачи материала не учитывает возрастных особенностей дошкольников.
То есть даже лучшие из математических приложений дополняют, но пока еще не могут заменить полноценные занятия, личный контакт ребенка со взрослым.
Подготовлено по материалам статьи: Асланова, М. С., Бухаленкова, Д. А., Веракса, А. Н., Гаврилова, М. Н., Люцко, Л. Н., & Сухих, В. Л. (2020). Традиции и инновации в математическом образовании дошкольников в россии: соответствуют ли они образовательным критериям? Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (3), 166-193.