Все руководители важны, все руководители нужны: от бригадира до президента страны. День Босса – их профессиональный праздник, который в англоязычных странах принято отмечать 16 октября. В этом году «Волжский химик» решил присоединиться к международному празднику и подготовил для читателей подборку афоризмов о начальниках и комментариев наших коллег.
Кто может стать начальником?
Над этим вопросом посмеялся известный американский промышленник Генри Форд. Вот что он сказал: «Спрашивать: «Кто достоин быть боссом?» – всё равно что спрашивать: «Кто в квартете достоин быть тенором?» Разумеется, тот, кто может петь тенором».
Роберт Уотермен, американский специалист по менеджменту, ответил бы на этот вопрос притчей: «Трое делали одно и то же, но на вопрос, что они делают, отвечали по-разному. Один сказал: «Дроблю камни», другой: «Зарабатываю на жизнь», а третий: «Строю храм». Хорошие руководители помогают нам отыскать этот храм даже в скучных вопросах и пустых на первый взгляд делах».
«Волжский химик» расспросил коллег, какими, по их мнению, качествами должен обладать хороший руководитель.
– Руководитель должен быть опытным специалистом в своей области, уметь организовать коллектив и обладать чувством юмора, – считает начальник цеха химводоподготовки (№12) Анатолий Заварзин.
– Начальник должен быть порядочным, уметь быстро принимать решения и обладать техническими знаниями в своей области, – говорит начальник цеха централизованного ремонта электрооборудования (№27) Евгений Федянов.
О лидерах
«Самый главный человек в комнате тот, кто знает, что нужно делать сейчас», – так звучит излюбленное выражение Джеймса Уэбба, главного администратора NASA. Думаю, это именно то, что отличает начальника – он всегда знает, что нужно сделать, и готов дать ценные указания подчиненным.
– Умение поставить коллективу задачи, быть лидером, вести коллектив за собой – это ключевые качества для руководителя, – считает начальник производства по ремонту и восстановлению нестандартного оборудования (цех №93) Сергей Башкирцев. – Начальник отдает распоряжения и контролирует, подчиненный – выполняет. Если на каком-то этапе случается заминка, задача руководителя – вовремя принять решение и скоординировать действия работников, чтобы выполнить задачу в срок.
Из книги «14000 фраз для писателей и ораторов» короля афоризмов Эндрю Маккензи: «Два главных качества лидера: во-первых, он куда-то идет; во-вторых, он способен убедить других идти за ним». Оттуда же: «Лидер – обыкновенный человек с необыкновенной решимостью».
О том, как стать лидером, в интервью корпоративной газете («ВХ», №15 от 2 августа 2019 года) рассказывал заместитель генерального директора – директор по организационному развитию Дмитрий Зеленков: «Первое правило – никто, кроме тебя. Нельзя забывать, что только ты можешь совершить то, что считаешь нужным. Если это нужно тебе, нужно просто делать, не перекладывая ответственность на других. Второе – непрерывное обучение. Мир меняется, возникают новые инструменты, знания, подходы, и к этому нужно быть готовым. Третье – активная коммуникация. Успешны не затворники, а те, кто общается с людьми, делится впечатлениями, открыт всему новому, умеет понимать собеседника, распознавать его эмоции и выстраивать с ним отношения».
Кредо руководителей
Американский литератор Пол Диксон «разработал» правила управления:
1. Начальник всегда прав.
2. Если начальник не прав, смотри правило №1.
Наши коллеги не совсем с ним согласны. «В некоторых ситуациях прислушиваемся к подчиненным, а в некоторых – приказываем», – поделился Анатолий Заварзин.
– К мнению подчиненных нужно прислушиваться, ты не можешь быть знатоком во всех областях, – считает Евгений Федянов. – По моему мнению, хороший начальник выслушает всех и выберет наиболее правильный путь. Начальника делает его команда.
– Целеустремленность, взвешенность в своих действиях и умение слушать подчиненных – важные качества для руководителей, – говорит начальник цеха по ремонту и обслуживанию агрегатов аммиака и карбамида (№26) Николай Кузовкин. – Каждый начальник должен анализировать то, что ему говорят подчиненные, и делать выводы.
На вопрос, должен ли начальник быть примером для своих подчиненных, Николай Гаврилович отвечает: «На все сто процентов. Если начальник не может быть таковым, значит он не может быть начальником».
И ещё несколько слов о начальниках
16 полоса «Литературной газеты», где с 60-х годов ХХ века располагался сатирический раздел «Клуб 12 стульев», раскрывает будни начальников:
«Начальник никогда не опаздывает – он задерживается
Начальник никогда не спит – он отдыхает.
Начальник не уходит с работы – его вызывают.
Начальник никогда не читает газет в рабочее время – он их изучает».
Забавные определения
НАЧАЛЬНИК – человек, который приходит на работу вовремя в тот день, когда вы опаздываете, и опаздывает в те дни, когда вы приходите вовремя (из «Словаря недостоверных определений» Леонарада Левинсона).
ПОДЧИНЕННЫЙ – человек, который должен говорить как можно короче (польский писатель Веслав Брудзиньский).
«Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство», – советская народная мудрость, приписанная Петру I.
Ольга Тебенкова для "Волжского химика"