Как обострение Карабахского конфликта повлияло на внутриполитическую ситуацию и на настроение общества в Армении.
Новый виток напряжённости, произошедший в конце сентября в зоне Карабахского конфликта, вызвал активизацию общественного движения среди армян во все мире. Тысячи людей, и не только в самой Армении, но и в тех городах мира, где существуют большие армянские диаспоры, вышли на улицы. Вышли, чтобы выразить свое возмущение началом боевых действий в Карабахе.
Несмотря на то, что все международные документы подтверждают право Азербайджана на земли, ныне оккупированные Арменией, мнение армян единодушно: «Карабах - это Армения». Такая непримиримая позиция вполне понятно, если учесть, что Карабах последние тридцать лет был живым воплощением идеи Миацума – воссоединения всех армянских земель. Напомню, значительная часть территории исторической Армении сейчас находится на территории Турции.
Кроме того, начало борьбы за Карабах происходило на фоне суверенизации Армении, и по сути было его движущей силой. Благодаря возросшей роли Карабаха, выходцы из этого региона более 20 лет находились у руля Армении. Но теперь, Карабах из символа победы и гордости, все больше превращается в тяжкий груз для Армении. Поражение армянских вооруженных сил на поле боя, и как следствие тысячи погибших, десятки тысяч раненых и беженцев, - все это негативно влияет не только на настроение в обществе, но и на политическую ситуацию в стране.
Армянская политическая традиция имеет давнюю историю. Еще во времена Российской Империи в 1887 году в Армении появилась первая политическая партия «Гнчак» . Причем эта партия стала одной из первых политических организаций в самой России. Партия «Гнчак» существует и поныне, находясь в оппозиции к действующей власти. Но по сравнению с прежними временами политический ландшафт современной Армении стал гораздо разнообразнее.
Достаточно сказать, что в Армении, при населении почти в 3 млн. человек, зарегистрировано 84 партии. Для сравнения, в России с населением в 146-млн. партий в два раза меньше. Такое многообразие партий красноречиво свидетельствует о существовании большого количества политических группировок, борющихся за власть. Условно все политические партии Армении можно разделить на три группы:
- Пророссийские, строящие свою политику на тесном взаимодействии с Россией.
- Прозападные, ориентирующиеся на интеграцию с Евросоюзом.
- Националистические, выступающие за объединение всех армянских земель в одно государство.
С апреля 2018 года после бархатной революции у власти в стране находятся прозападные политические силы во главе с премьер-министром Николой Пашиняном. Новая политическая элита заняла весьма жесткую позицию по Карабахскому вопросу: «Карабах – это Армения», тем самым дав понять, что любые мирные приговоры по статусу спорных территорий должны исходить из вышеуказанного тезиса. И общество, и политический истеблишмент такую позицию горячо поддержали.
Такое единодушие наверно можно было понять, если бы Армения обладала военным потенциалом, сопоставимым с Азербайджаном. Но как оказалось, в вопросах военного строительства армянское руководство оказалось недальновидно и несостоятельно. К войне в Армении никто не готовился. Видимо Ереван надеялся, что Россия, давний исторический и декларируемый союзник Армении, защитит от любых врагов.
На деле Москва в этом конфликте заняла позицию невмешательства, что дало повод Армении поставить Россию чуть ли не в один ряд с Азербайджаном и Турцией. Впрочем, с началом боев в Карабахе вся политическая риторика Армении стала практически черно-белой. По вопросу отношения к Карабаху Ереван сразу записывает государства и отдельных политиков либо в друзья, либо во враги.
Понятно когда врагом объявляется Турция, активно помогающая Азербайджану военной техникой. Можно, наверное, понять и упреки армян в адрес России. Но сложно понять, когда Армения раздает пощечины тем, кто поддерживает международное право и территориальную целостность Азербайджана. Так под удар попал одиозный грузинский политик Михаил Саакашвили, который имел неосторожность поддержать резолюции ООН касательно оккупированных территорий. Кара наступила мгновенно, Саакашвили лишился степени почетного доктора Ереванского университета. На что неунывающий Мишико едко ответил, что он даже не знал, что у него было такое звание.
На мой взгляд, такая истерия демонстрирует низкий профессиональный уровень политического руководства Армении. Не способность адекватно оценивать внешнюю ситуацию и говорить правильные слова своим гражданами. Пока же, в Армении слышны только одни лозунги - о войне до победного конца. В условиях начала войны многие политические партии Армении заявили о своей единодушной поддержке правительства Пашиняна, но ряд экспертов полагает, что это не более чем пиар. Все чаще слышатся голоса, что поражение Армении в войне неизбежно приведет к смене руководства в Ереване. И весьма вероятно, что это может случиться военным путём.