Когда архитектора Александра Кузнецова спросили зачем он построил в центре Москвы здание в стиле английской неготики, он ответил: "В начале 20 века именно Англия была в техническом смысле самой развитой страной, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок".
Над окнами второго этажа картуши-медальоны - символы технического прогресса: подвесной мост, паровоз, ткацкий станок, мотор, реторту для химических опытов - все служило рекламой Политехническому обществу (сегодняшняя Бауманка).
Почему ему?
Дело в том, что средства на строительство здания собраны выпускниками Высшего технического училища по заказу ПО, чтобы объединить все технические силы и знания в Москве в одном доме.
- Надпись на эркере: год создания Политехнического общества (далее ПО)– "1878" и год закладки дома – "1905". Начальные буквы его названия "П" и "О" переплетены в вензеле над центральным входом.
Зрительно и функционально здание разделено на две части. Нижние два этажа – "общественные". Первый этаж предназначался под конторы, на втором – были залы заседаний, библиотека и столовая. Три верхних этажа – "частные". Здесь были квартиры, сдававшиеся в аренду.
Признаки неоготики:
- темный камень, два нижних окна облицованы красным гранитом
- узкие окна-бойницы
- граненые готические башенки
- выступающие аттики
- желуди - символ часто присутствует в архитектуре Англии и северных странах.
Не менее красивое здание изнутри. Внимание заслуживают внутренний двор, парадный вход и лестница, витражи, кабинет дирекции, актовый зал, окна фальконе и черная лестница.
В интерьерах часто встречается символ "Молот и кувалда" - технический прогресс.
Здание использовалось по назначению до 1917, большевики вытеснили инженеров, использовали залы собраний для съездов. Первый съезд коммунистической молодежи присутствовал Ленин. На доме висит памятная доска.
В 1938 дом возвращают тем, на чьи деньги оно было построено Институт машиноведения им. А.А. Благонравова при Российской академии наук.
Возможно вас заинтересует Английский двор в Москве