Вот уже более двух веков коллекцию Павильонного зала Малого Эрмитажа украшает экспонат, который до сих пор завораживает посетителей музея, вызывая у них искреннее восхищение. Речь идет о часах «Павлин», которые когда-то подарил императрице Екатерине II ее фаворит Григорий Потемкин. В нашей сегодняшней статье мы поговорим об истории их создания, и, конечно же, об уникальном механизме, спрятанном в них.
Начнем с того, что история появления «Павлина» в Санкт-Петербурге имеет две версии.
Первая гласит, что князь Григорий Потемкин услышал от прибывшей из Лондона герцогини Кингстон об удивительных ювелирных механизмах Джеймса Кокса и решил сделать оригинальный подарок своей императрице. Такой роскошный жест обошелся ему аж в 11 000 рублей!
По второй версии, «Павлина» приобрела сама императрица в подарок фавориту, что было вполне в духе Екатерины, любившей делать дорогие подарки своим любовникам. Доказательством этой версии служит то, что в бумагах канцелярии Зимнего дворца, относящихся к приобретениям императрицы Екатерины II в 1871 году, указаны выплаты часовых дел мастеру Фридриху Юри за доставку из Англии часов в сумме 11000 рублей. Причем выплата была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.
Как бы то ни было, драгоценные часы все же оказались в Санкт-Петербурге, но в разобранном виде, и несколько лет хранились в таком состоянии в подвалах Таврического дворца Григория Потемкина. Так бы они там и пылились, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, который по просьбе князя сумел собрать механизм. Для данного подвига ему понадобилось целых два года.
Почему так долго? Во-первых, мастер изначально был в непростой ситуации - ведь данных часов в сборе он никогда не видел. Поэтому решил собирать изделие Кокса исходя из своих представлений. Когда же Кулибин уже серьезно продвинулся в сборке шедевра, в его мастерской случился пожар. Часы вновь были разобраны, а некоторые их детали навсегда утеряны, поэтому механизм Иван Петрович частично дорабатывал сам.
«Павлин» восстанавливался настолько долго, что Григорий Потемкин так и не увидел его в собранном виде, так как умер в 1791 году, а часы заработали лишь в 1794. Их работа производила на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных райских птицах в дивном саду даже начали сочинять стихи, что совсем неудивительно. Ведь огромная птица Таврического дворца, целиком изготовленная из позолоченной меди, первоначально была разноцветной. Хвост павлина был золотисто-изумрудным, а туловище покрывали цветные лаки.
Интересный факт: часы «Павлин» - единственный дошедший до наших дней рабочий механизм Джеймса Кокса.
Первоначально и сейчас в часах действуют четыре механизма. Три из них приводят в движение фигуры птиц, а четвертый является часовым. Первой в дивном саду всегда оживает сова, являющаяся символом ночи. Она 12 раз вращается вместе с клеткой, моргает и постукивает лапкой. Движение совы сопровождается звоном колокольчиков, расположенных на клетке.
Далее запускается павлин – символ солнца. Он медленно разворачивает свой роскошный хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв. Оказавшись к зрителям спиной, птица на несколько секунд замирает, а затем возвращается в исходное положение, складывая оперение хвоста.
Изначально павлин был наделен голосом, но сейчас, данный механизм часов, к сожалению, не работает. Когда-то он приводил в действие трещотку, которая искусно имитировала крик этой птицы. Павлин начинал петь в тот момент, когда распускался его хвост.
Последним в игру вступает петух, символизирующий начало нового дня и нового временного цикла. Его криком, который запускается работой крошечного органчика, представление всегда завершается.
Циферблат часов прячется в большом грибе у подножия дуба. В прорезях шляпки видны римские и арабские цифры, обозначающие часы и минуты. Сидящая на верхушке гриба стрекоза является секундной стрелкой.
Когда часы были в Таврическом дворце, увидеть их могли только избранные. Сейчас же, благодаря Павлу I, на них может посмотреть каждый желающий. Ведь именно по приказу монарха в 1797 году «Павлин» переехал Эрмитаж.