После переезда уже месяц не могу разложить книги. Приходиться брать первое, что попадется под руку. Посему читаю сборник шотландских сказок. Вообще-то я люблю сказки и отношусь к ним серьезно, как уже писала в дзене раньше, но гм... Этот сборник, безусловно не лишенный достоинств, был составлен в период первой волны увлечения этнографией и народной культурой начавшейся где-то в середине XIX века.
В этот период расцвета колониальной культуры, даже самые отдаленные уголки планеты находились под сильным влиянием Викторианского стиля, тогда как само Соединенное Королевство представляло собой фарфоровую статуэтку застывшую в набожно прагматичной позе (как бы смешно это не звучало), не лишенной впрочем своеобразного эстетизма переходящего из суеверной робости в воинственный разгул.
Это особое состояние души безошибочно угадывается в прочитанной книге, хотя автор явно не пытался поставить его во главу угла, а делается чисто рефлекторно. Примерно так же любая научно-популярная книга советского периода начинается с Ленина и народной борьбы, даже в том случае, если речь в будущем пойдет о жизни свирепых доисторических ящеров. Хотя современники по их собственному заверению не замечали таких нюансов стиля и были очень удивлены перечитав книгу лет через десять после развала Союза.
В этом свете следует отметить, что по отношению к науке вообще, а к гуманитарной науке в особенности христианство еще более зверский вредитель, чем коммунизм. Безжалостно выедает он всю «морковь и репу» с тщательно возделанного предками огорода человеческой мудрости. Оставляя вместо себя аккуратные кучки белого как снег нежнейшего пуха, который сам по себе безусловно имеет некоторую ценность, только вот к исследуемому объекту имеет мало отношения.
С другой стороны... винтаж... времен зарождения идеи Санты Клауса...