Ухаживая за тяжело больным близким человеком, мы греем себя надеждой на скорейшее выздоровление или хотя бы на улучшение самочувствия. Это даёт силы и делает заботу и уход значимыми. Увы, но не всегда удается выздороветь. Больной может проваливаться в бездну ухудшений, а болезнь – прогрессировать, не оставляя шанса на жизнь.
Миф 1. «Человеку необходима достоверная информация о состоянии здоровья»
Многие люди категорически не хотят слышать правду о своём здоровье и прогнозы. Они избегают таких разговоров, потому что не теряют надежду и боятся даже произносить название болезни.
Часто родственники больного торопятся с завершением всех дел, когда желания самого страдающего совершенно иные. Человек может испытывать потребность в обычных разговорах о домашних делах, родных, мелочах жизни. Им нужно как физическое присутствие, так и невербальное общение.
Когда ухаживающие понимают, что конец неизбежен, стоит уладить все конфликты с больным, задать интересующие вопросы, узнать, чего же он хочет. Таким образом появится уверенность в правильности действий и никакая вина, раскаяние или обида не будет царапать душу.
Миф 2. «Реакция на горестную весть будет сильной настолько, насколько сильно само горе»
Тут всё непросто. Например, логичной реакцией сына на смерть почти столетнего родителя будет спокойное принятие, ведь для подготовки было много времени. Но на самом деле у мужчины появляются слёзы, истерики, гнев в сторону медработников.
Ухаживая за умирающим, не стоит возлагать на себя слишком много обязанностей. Не пренебрегайте помощью со стороны, ведь если вы изведёте себя, то кто будет осуществлять уход за вами? Если нагрузка очень велика, то вы можете проявлять раздражение, говорить, не подумав, сорваться.
Не подражайте супергероям, ведь умирающий не ожидает от вас сверхчеловеческих подвигов. Узнать, где болит, помочь принять обезболивающее и просто посидеть рядышком — вот минимум, который должен выполнять ухаживающий.
Миф 3. «Необходимо окружить болеющего сплошной любовью. Обстановка вокруг должна быть домашней: множество фото, рисунков, посетителей и гостей»
Страдающий пациент буквально зациклен на болезни. Человека волнует лишь то, испытывает он боль или нет. Чувствует ли он её проявления, что ощущает в физическом плане, под рукой ли лекарства. Беседы по этому поводу, уточняющие вопросы и полное внимание — ключи к снижению тревожного состояния. И с этим необходимо считаться. Посетители, желающие рассказывать о себе, а не выслушать больного могут раздражать, портить настроение.
Читайте также: Пожилой родственник бредит: это лечится?
Со стороны практики уход за человеком на смертном одре почти ничем не отличается от заботы о пациенте с шансом на выздоровление, хотя иногда он немного необычен.
В конкретных случаях, когда уже точно известен оставшийся срок, главными становятся положительные эмоции. Именно они должны преобладать, а страх и боль нужно минимизировать.
Миф 4. «Никаких ограничений — только всеобъемлющая забота и постоянное внимание»
Самый трудный, но при этом и важный аспект, для больного и помогающего заключается в следующем. Частая фраза: «Я тут, чтобы помогать вам» является ошибкой. Нужно стараться конкретизировать её, задавая себе вопросы и объясняя человеку. Когда и чем собираетесь помочь? Как именно? Сколько по времени? Только сегодня или целую неделю?
Между больным и ухаживающим должен происходить диалог, в ходе которого выяснятся ожидания и возможности каждого. Даже то, что человек неизлечимо болен, не должно остановить от общения и разъяснений своих намерений. Это касается и работы с другими членами семьи.
Миф 5. «Предписания врача и строгий распорядок дня стоят во главе стола»
На первый план при взаимодействии с лежачими пациентами выходят профессиональное медобслуживание, соблюдение гигиенических процедур, массажи, предотвращающие пролежни и график приёма пищи.
Читайте также: ТОП-8 проверенных пансионатов для пожилых в Москве и Подмосковье
Но забота нужна не только телу, но и психологическому состоянию больного. Тем более, именно психологический настрой задаёт настроение, улучшает здоровье. То, что необходимо обычным пациентам чаще всего не очень актуально для лежачих. К примеру, при затрудненном дыхании человек находит для себя самую комфортную позу и почти не меняет её, что приводит к пролежням. Но дыхательные функции намного важнее, поэтому необходимо делать всё возможное, чтобы пролежней избежать – использовать специальный матрас, подушки, пенки, но в тоже время не настаивать на поворачивании.
В отношении обезболивающих препаратов не нужно опасаться побочных эффектов или привыкания. Необходимо обеспечить больному отсутствие боли в последние дни жизни. И это будет важнее любых побочных эффектов.
Четкий распорядок дня — необязательное условие. Если больному с трудом удалось уснуть поздно ночью, то лучше не тревожить его и позволить выспаться. Ухаживая за умирающим, чаще всего встречаются следующие недомогания и проблемы:
● плохое настроение, общее недомогание
● рвотные позывы или тошнота
● проблемы со стулом, запоры
● отсутствие аппетита
● тревожность.
Иногда может возникнуть мысль о целесообразности ухода. Неужели так важно, помыли ли вы человека или нет? А это очень важно. Если вы так не считаете, то, скорее всего, за вас говорит усталость. Попросите помощи у близких, наймите сиделку, обратитесь в социальные службы.
И помните: всё, что вы сделали, заботясь о больном, бесценно.