Найти в Дзене
Скрытые смыслы

Погаснут ли кремлёвские звёзды

21 декабря 1929 года в СССР шумно и пышно отпраздновали 50-летний юбилей вождя мировой революции, отца народов и лучшего друга советских детей тов. И. В. Сталина. В гремучем потоке официального славословия громче других прозвучали слова «всесоюзного старосты» М. И. Калинина: «Сталин — это гений, который всё может»

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Однако выяснилось, что кое-что тов. Сталину всё-таки неподвластно. В том же году начался планомерный снос исторической Москвы. Были взорваны кремлёвские монастыри, храм Христа Спасителя, другие памятники «старого режима» в центре столицы… Но работы по уничтожению русской культуры и истории приходилось вести под сенью главного символа Российской державы — ненавистных двуглавых орлов, по-прежнему венчавших башни Кремля.

Официально «царский» герб был упразднён ещё 10 июля 1918 года. Имперских орлов — символы «проклятого прошлого» — с упоением крушили повсюду. Однако в случае с кремлёвскими орлами руки у новой власти оказались коротки, хотя ещё Ленин неоднократно требовал их снятия и страшно сердился на то, что его распоряжение остаётся неисполненным. Казалось бы, ломать не строить, а вот поди ж ты, оказалось, что к этому делу большевики оказались не готовы — ни технически, ни идеологически. И приходилось тов. Сталину день за днём, год за годом ходить на работу, косо поглядывая на парящих в московском небе гордых птиц.

А ведь уже было готово и экспертное заключение на их уничтожение. Экспертизу по заказу НКВД провёл в 1930 году видный искусствовед и реставратор И. Грабарь. Вывод был заранее известен, Грабарю поручалось лишь его обосновать. Нехитрое дело для профессионала. Изучив древние планы Москвы, Грабарь выяснил, что орлы «уселись» на кремлёвские башни в начале XVII века. Вроде бы историческая ценность. Но! Тело их делали из дерева (другие части были металлическими), а потому примерно раз или два в столетие полусгнивших птиц приходилось заменять новыми. Те, которые мозолили глаза большевистскому руководству, были изготовлены относительно недавно. Например, на Троицкую башню орёл был водружён в 1870 году, на Спасскую — в 1912-м. Стало быть, заключил Грабарь, «ни один из существующих сейчас на кремлёвских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем».

На заседании секретариата ВЦИК от 13 декабря 1931 года, наконец, нашли и деньги на демонтаж — 95 000 рублей. Однако дело вновь встало, и надолго. Взамен орлов миру нужно было предъявить новую, советскую символику, но какую?

Предложений было много: герб СССР, позолоченные серп и молот, простые флажки и т. п. Говорят, что среди вариантов фигурировал даже славянский коловрат. В конце концов остановились на пятиконечной звезде с серпом и молотом. Кто был автором идеи, остаётся неизвестным.

Постановление Политбюро о снятии орлов с четырёх башен (Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой), а также со здания Исторического музея вышло в августе 1935 года. Сталин лично отверг два эскиза художника Е. Лансере; одобрение генсека получил эскиз, выполненный главным художником Большого театра Ф. Ф. Федоровским.

К монтажу двуглавых орлов приступили 18 октября. 23-го числа их уже показывали москвичам в Парке им. Горького рядом с новыми символами Советской России — пятиконечными звёздами из нержавеющей стали и красной меди с золотым покрытием, в центре которых уральскими самоцветами были выложены серп и молот. Затем с орлов ободрали позолоту, металлические части отправили на переплавку, а деревянные сожгли. Документальная память о них сохранилась лишь в финальной сцене фильма «Цирк» (1936), где парад физкультурников на Красной площади проходит всё ещё на фоне кремлёвских башен со старой символикой.

Кадр из фильма «Цирк»
Кадр из фильма «Цирк»

Новинка, впрочем, оказалась недолговечной: в московском климате блеск самоцветов быстро угас, а сами звёзды выглядели слишком громоздко на шпилях башен. В мае 1937 года было решено их заменить. Работы велись в спешке: хотели успеть к 20-летию Октябрьской революции.

Замена старых звёзд на новые состоялась за несколько дней до праздничных торжеств. 2 ноября рубиновые звёзды над Кремлём зажглись. На этот раз художникам и конструкторам удалось создать настоящий дизайнерский и инженерно-технический шедевр. Рецепт рубинового стекла был незаурядной технологической инновацией. Горящие звёзды были видны с расстояния 10 километров, благодаря особой конструкции они выдерживали ураганный ветер (причём поворачивались к нему «в лоб», то есть не были банальными флюгерами), выглядели с земли одинаково, несмотря на разную величину, и были снабжены вентиляторами, предохранявшими их от перегрева.

С тех пор их гасили всего два раза: в годы Великой Отечественной войны — для маскировки и в 1998 году — по просьбе Н. С. Михалкова для сохранения исторического антуража во время ночных съёмок фильма «Сибирский цирюльник».

Погаснут ли они в третий раз, уже навеки?

Требование «В Кремле — музей! Орлов — на башни!» прозвучало уже 24 августа 1991 года, во время так называемого митинга победителей. С тех пор оно озвучивалось неоднократно, причём разными политическими силами, как либералами, так и национально-патриотической общественностью. Но к настоящему времени удалось вернуть орлов лишь на здание Исторического музея.

Очевидно, что вопросы о звёздах над Кремлём и перезахоронении тела В. И. Ленина обозначают пределы намерения нынешней власти вернуться к наследию исторической России. Пока что её вполне устраивает существование в иллюзорно-эклектическом мире, где красные звёзды и ленинский Мавзолей как-то уживаются с триколором и георгиевской лентой, метро «Войковская» — с улицей Солженицына, а двуглавый орёл — с чекистским щитом и мечом на эмблеме ФСБ.

Возможно, выход (по крайней мере, временный) состоит в том, чтобы ликвидировать исключительные права коммунистической идеологии на символику звезды. Ведь на самом деле это древний символ человечества, который в различных культурах наполнялся разными смыслами. Для пифагорейцев звезда была символом идеальной формы и математического совершенства, для римлян — воинской доблести, для мусульман пентаграмма олицетворяла пять ежедневных молитв, для христиан — пять ран Иисуса Христа, художники Ренессанса вписывали в звезду идеальные пропорции человеческого тела, а каббалисты видели в ней знак Мессии.

В 1827 году кованые пятиконечные звёздочки появились на офицерских эполетах в русской армии, а с 1854 года перекочевали на погоны.

В качестве чисто военного атрибута «марсова звезда с плугом и молотом» сохранялась и в первые годы советской власти — с пояснением, что «красная звезда есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих». Лишь после окончания Гражданской войны она приобретает государственно-идеологический статус, наподобие свастики в нацистской Германии. Теперь пять лучей звезды обозначают пять материков, которым суждено объединиться под знаменем коммунизма.

Для части православных верующих восприятие пятиконечной звезды отягчено её «масонской» и даже «сатанинской» символикой. Однако это пустые страхи. Пресловутый «знак Бафомета» (перевёрнутая одним лучом вниз пентаграмма) опубликован в «Библии Сатаны» лишь в 1969 году и является заимствованием из книги La Clef de la Magie Noire Станисласа де Гуайта (1897). «Сатанинской» в нём может считаться разве что вписанная голова козла. Сама по себе «двурогая» звезда — чисто христианский символ. Его можно увидеть, например, на иконе Андрея Рублёва «Преображение Господне», где она символизирует Спасителя в лучах Фаворского света.