Найти в Дзене
Fridays For Future

Неудобная правда об улавливании углерода

Статья написана Яном Кристофом Минкси и Грегори Неметом
Угольная электростанция в Джорджии, США, 3 июня 2017 года. (Branden Camp/AP)
Ян Кристоф Минкс возглавляет рабочую группу по прикладным наукам об устойчивом развитии в исследовательском институте Меркатора и является профессором по вопросам изменения климата и политики в Лидском университете. Грегори Немет - доцент Университета

Статья написана Яном Кристофом Минкси и Грегори Неметом

 Угольная электростанция в Джорджии, США, 3 июня 2017 года. (Branden Camp/AP)
Угольная электростанция в Джорджии, США, 3 июня 2017 года. (Branden Camp/AP)

Ян Кристоф Минкс возглавляет рабочую группу по прикладным наукам об устойчивом развитии в исследовательском институте Меркатора и является профессором по вопросам изменения климата и политики в Лидском университете. Грегори Немет - доцент Университета Висконсин-Мэдисон.

Достижение целей Парижского соглашения будет практически невозможно без улавливания углерода из атмосферы. Простого сокращения выбросов с их нынешнего уровня вряд ли будет достаточно, чтобы ограничить глобальное потепление значительно ниже 2 градусов Цельсия. На самом деле, для достижения этих целей нам нужно будет выкачать огромное количество углекислого газа из атмосферы — миллиарды тонн в год, потому что мировое сообщество неоднократно откладывало действия по декарбонизации.

По крайней мере четверть нынешних выбросов должно улавливаться и сохранять в деревьях, почве и под земной корой. Но мы не развиваем технологии, которые нам так отчаянно и срочно нужны. Вся вина лежит на нас: мы просто слишком медленно сокращали выбросы, что поставило нас в зависимость от технологий, которые даже не были еще изобретены.

Технологии удаления углекислого газа включают в себя знакомые методы, такие как облесение и лесовосстановление (деревья поглощают и сохраняют в себе CO2 во время своего роста). Существуют также более высокотехнологичные варианты, такие как биоэнергетика-энергия из любой формы биомассы, такой как растения, деревья или другие органические вещества — направленные на улавливание и хранение углерода. При таком подходе биомасса поглощает CO2 из воздуха в процессе фотосинтеза; она снова высвобождается, когда сжигается для производства электроэнергии на электростанциях, но затем быстро попадает под землю и там же хранится. Существует также возможность фильтрации CO2 непосредственно из воздуха с помощью химических процессов.

Различные технологии и методы удаления углекислого газа из атмосферы. 2017 ( <a href="http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1748-9326/aa5ee5">Ян Кристоф Минкс и др.</a>)
Различные технологии и методы удаления углекислого газа из атмосферы. 2017 ( <a href="http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1748-9326/aa5ee5">Ян Кристоф Минкс и др.</a>)

Но волшебного средства нет: ни одна технология сама по себе не может обеспечить снижение уровня CO2 до безопасного. Все технологии имеют экономические и экологические ограничения. Также они зависят от различных политических стимулов. Поэтому нам необходимо развивать и поддерживать технологии по удалению CO2, которые в данный момент осуществляются в скромных масштабах. Только совмещение различных способов вылавливания могут помочь нам ограничить риски.

Учитывая нашу растущую потребность в вылавливании углекислого газа, радостно наблюдать бурный рост исследовательской деятельности. Но подавляющая часть из них находится на ранних стадиях исследования. Процесс инноваций часто описывается как последовательность этапов — от фундаментальной науки до прикладных исследований, демонстрационных проектов, обслуживания маленького рынка и масштабирования до более крупного рынка, включая общественное признание неизбежных побочных эффектов при широком распространении.

Исследования по инновациям показывают, что этот процесс обычно занимает десятилетия. Это медленный процесс накопления и передачи знаний по мере того, как в формирующуюся технологическую систему вовлекается все больше субъектов: не только ученые и инженеры, но и компании, финансисты, регулирующие органы и, что особенно важно, те, кто внедряет технологию. Мало что было сказано о том, кто может использовать эту технологию или каковы могут быть их стимулы для этого.

Революционные изобретения в науке часто приводят к предположениям о том, что короткие пути в процессе внедрения технологии возможны. Но это случается крайне редко. Исследовательское сообщество по удалению углекислого газа, возможно, идет по пути принятия желаемого за действительное, полагая, что блестящие идеи, лежащие в основе этого исследования, неизбежно привлекут последователей и пользователей. Показательным моментом является то, что эти технологии будут “описаны” во многих исследованиях и новостных статьях. Лишь изредка мы читаем о людях, “применяющих” их. Эта ориентированность, используя военный язык, неизбежно столкнется с проблемами, особенно в мировых масштабах.

Рассмотрим это на примере, пожалуй, самой эффективной инновации на сегодняшний день - панель солнечной батареи из фотоэлектрических преобразователей. Потребовалось 60 лет после первого коммерческого использования спутника "Авангард-1" в 1957 году, чтобы настал момент, когда солнечная энергия дешевле угля и газа по себестоимости в солнечных регионах. Ожидается, что к 2030-м годам более 10 процентов мирового энергоснабжения будет обеспечиваться за счет солнечной энергии. Первая коммерческая система прямого улавливания воздуха CO2 была запущена в эксплуатацию в прошлом году. Таким темпом улавливание углерода будет дешевым в 2077 году и получит широкое распространение к 2100 году. Но уже слишком поздно.

Таким темпом улавливание углерода будет дешевым в 2077 году и получит широкое распространение к 2100 году. (Уильям Лэмб)
Таким темпом улавливание углерода будет дешевым в 2077 году и получит широкое распространение к 2100 году. (Уильям Лэмб)

Поэтому нам нужно прилагать больше усилий в следующих сферах. Во-первых, нам нужен акцент со стороны исследовательского сообщества на инновациях, выходящих за рамки исследований и разработок. Нам нужна серьезная работа по раннему развертыванию, маленькому рынку, масштабированию, спросу и общественному признанию.

Во-вторых, нам необходимо реализовать способы ускорения инновационного процесса по вылавливанию углерода, чтобы обеспечить своевременное появление технологий в нужном нам масштабе. В настоящее время национальная и международная политика в области климата мало что сделала для обеспечения этого. Даже если не будет никаких ускорений, мы можем использовать то, что мы узнали из развития других технологий, чтобы ускорить этот процесс: постоянное финансирование исследований и разработок, государственные закупки ранних моделей, обеспечение международного распространения опыта, выявление дополнительных возможностей в технологических областях и — последнее, но не менее важное — серьезное отношение к политике сокращения выбросов.

Но нам также нужен срочные изменения в климатической политике. Мы должны свернуть с пути постоянного увеличения выбросов парниковых газов и начать эру быстрого и устойчивого сокращения выбросов прямо сейчас. Только это может ограничить нашу будущую зависимость от технологий удаления углекислого газа. При нынешнем состоянии климатической политики, сокращение выбросов и технологии удаления углерода больше не могут восприниматься взаимоисключающими мерами.

Это было подготовлено WorldPost, партнерством Института Берггрюна и Washington Post

Оригинальная статья

Перевод: Медеа Гиоргадзе