Найти тему
ArmInfo

Разрешение Нагорно-Карабахского конфликта и Минский формат

Широкомасштабная война в Арцахе (Нагорном Карабахе) переступила по длительности за месяц, по применяемой военной силе и ожесточенности перешагнула все войны 21-го века в регионе и в мире, по бесчеловечности и преступности в отношении мирного населения и гражданских объектов перешла все границы дозволенного, азербайджанская сторона преднамеренно бомбит даже христианские храмы, больницы и школы, совершает зловещие зверства в отношении пленных.

Озабоченность по поводу происходящей войны проявили ООН и многие всемирные организации, влиятельные центры силы, большие и малые страны, простые граждане, которые понимают что война это большая беда.

В этой ситуации следует взвешенно и без эмоций сделать объективные констатации и во всяком случае не делать опрометчивые шаги.

Война в Арцахе (Нагорном Карабахе) изменила геополитический расклад среди всех игроков причастных к данному конфликту, включая великие державы, в лице членов сопредседателей Минской группы – США, России, Франции, а также Евросоюза и региональных игроков прежде всего Турции, Ирана и косвенно причастных стран, такие как Израиль и арабские страны. Члены Минской группы пожалуй приняли более важную роль России, которая ближе к региону, имеет больше заинтересованностей, и больше возможностей для влияния на конфликтующие страны. В этой ситуации Россия получив какой-то кардбланш, вместе с тем оказалась в определенно затруднительной ситуации, так как пытается сохранить роль посредника в конфликте, и одновременно придержать в зоне своего непосредственного влияния давнего и хорошего партнера, члена СНГ - Азербайджан (что вполне вписывается в его интересы), притом, в той ситуации, когда последняя резко и безудержно рванула под покровительство Турции.

Другая примечательность, в том, что Турция прямо вклинилась в конфликт и прямо участвуя в ней одновременно претендует на роль посредника по его разрешению. Ясно, что Армения не согласится на эту роль Турции, но все дело в том, что после активного вмешательства в горячей фазе войны – предоставление военных советников, элитных спецподразделений, самолетов и БПЛА, осуществление переброски в район военных действий наемников-террористов Турция уже претендует на эту роль, если не прямо то косвенно. Тем более, что Россия каким то образом намекнула на это. Иран в противовес Турции, естественно также пытается вписаться в роль посредника. Это и многие другое существенные реальности, которые как –то  блокируют илимягко говоря отодвигают роль и методы Минской группы по разрешению конфликта.

После начавшей со стороны Азербайджана войны, сложилось так, что переговорный процесс по разрешению конфликта хотят решить на острие штыков. Можно констатировать, что по сути выявился определенный симбиозом мирного и военного разрешения. Ни в коем случае не надо думать, что Минская группа ОБСЕ уже не в силах вести процесс урегулирования. Во-первых, несмотря на военную риторику стороны Азербайджана, тем не менее, внутренне для себя обе стороны, осознают необходимость остановки войны и перехода в фазу непростых и жестких переговоров. Вопрос в том, когда это целесообразно остановить, чтобы спасти лицо, и можно было бравировать, так как удовлетворяющим результатом войны может быть бравирование «победой», если слово победа за счет тысячей жертв молодых людей с обоих сторон уместно в этом случае. Такое бравирование, прежде всего, как спасательный жилет для утопающего нужен лидеру страны начавшей войну – Ильхаму Алиеву. Ситуация, когда Азербайджан вернула определенную часть буферных территорий, находящихся прежде под контролем армянской стороны, в принципе может удовлетворить Азербайджан.

Турцию  эти территории  в принципе мало волнуют, она выполнила две большие задачи – прибрала к себе или под свое окончательное влияние и патронаж Азербайджан, показала мировым державам, что она является полноправным центром силы, хотя бы в региональном масштабе и успешно поставила и закрепила свои интересы на Южном Кавказе и одержала довольно ощутимую победу в экспансионной политике, включая экономическую экспансию на право контроля над энергоресурсами Апшерона и Каспия.

Следует однозначно констатировать, что военное решение в смысле полного разгрома и капитуляции одной из сторон не является  возможной перспективой данной войны. Такое в действительности не может иметь место по многим причинам. Подчеркнем, таким решением не может быть, в том числе полная капитуляция Арцаха (о чем бравирует Ильхам Алиев), поскольку такой исход не только не разрешат армянские стороны, но и великие державы, и особенно Россия, поскольку такое усиление Турции на Южном Кавказе выходит за рамки интересов пожалуй всех стран, естественно кроме Азербайджана (но и то, не абсолютно). Как ни сильно было ресурсное превосходство Азербайджана, и тем более тандема Азербайджана и Турции, им не будет дозволено поставить на колени Армению и Арцах. В этом не только интересы великих стран, но Ирана ибольшинства арабских стран региона (исключением может быть только Катар).

Существует и другая объективная действительность, как ни как реальность в том, что события происходят в 21-ом веке, армянский народ 100 лет назад прошел через геноцид, что в первую очередь означает этническую чистку с исконных родных территорий. Далее армянский народ в том же 20-ом веке прошел довольно благополучное развитие, включая научно-технологический прогресс. Выработан не только иммунитет к геноциду, но как ни как, армянскими технологическими институтами усвоен и овладен определенный инструментарий научных технологий (в Армении атомная станция построена за 22 года после первой в мире Обнинской АЭС,  и благодаря ей Армения, по сути, входит состав стран ядерного клуба).

Народ, поставленный под угрозу повторного геноцида, имеет не только моральное, но и легитимное право применить весь возможный зловещный инструментарий выработанный человечеством, включая – химическое, биологическое оружие, снаряды с грязной ядерной начинкой, вирусные и бактериальные штаммы военного назначения (а это не «COVID-19»), и в принципе все известные и даже не известные средства массового поражения, чтобы приостановить повторный геноцид и глумление над своим народом. И кстати, для этого не требуются большие затраты, и это будет возможным не ассиметричным и жестким методом решения ответного конченого удара. Выше сказанное звучит очень жестко,но это не для того, чтобы дать знать, что в Армении есть крутые ястребы войны, а для того чтобы сторонникивойны «до победного конца»и капитуляции осознали неприглядные явления и вещи, которые нельзя никак списывать и не замечать. Кстати, человечество знакомо с этим, во время второй мировой войны это применение атомных бомб над Японией, даже в том случае, когда вопрос не стоял таким образом. Ну а после военный мирное устройство в глобальном масштабе выдерживается благодаря наличию ядерного оружия и это не секрет ни для кого.

Пожалуй все заинтересованные акторы Карабахской войны и в  т.  ч. политики, эксперты отмечают, что  конфликт может возрасти, выйти из рамки и вылиться в проблему регионального масштаба и прежде всего из-за привлечения в военные действия под координацией Турции боевиков-наемников из запрещенных террористических группировок из Сирии, Ливии и из других регионов. Опасаются этого развития особенно Россия и Иран. Это является одним из сильных факторов противодействия войне в целом. Это означает, что при определенных обстоятельствах (как ни странно звучит - по просьбе официального Баку) возможно будут боевиков-наемников истреблять не только в Сирии, но и «в не подконтрольных» Азербайджану территориях.

Следует указать, что в конфликте косвенно вовлечены акторы, которые может быть больше всех заинтересованы в мирном разрешении конфликта, и притом с окончательным разрешением на длительную перспективу, но они обозримо никак себя не проявляют. Тем не менее они обладают очень большими возможностями влияния. Возникает естественный вопрос, а к тоже это такие влиятельные, если до сих пор они обозримо для всего мира молчат. Таковыми по сути являются инвесторы транснациональных компаний и инвестиционных консорциумов, которые вложили огромные средства в энергетические инфраструктурные коммуникации Азербайджана для перекачки  энергоресурсов  с Апшерона и дна Каспия на Ближний Восток и в Европу. Так вот, этим влиятельным инвесторам этнический конфликт по своей сути мало волнуют, им нужен спокойный регион для бизнеса и инвестированного капитала. Не случайно, что до прокладки этих коммуникационных магистралей вопрос долго обсуждался в рамках проекта «ТРАСЕКА».В рамках этих программ активно была привлечена и Армения, но затем развитие этих процессов пошло в русле того, что было решено обойти Армению, оставив ее за пределами всяких инфраструктурных проектов в регионе (этим очень гордился лично президент Алиев). Это другая тема для обсуждения, но совершенно ясно, что в этой ситуации инвесторы сильно озабочены, и хотя молчат, но затаив дыхание ждут не дождутся одного результата - установления долгосрочного мира. Так вот, в этом тандеме указанных инвестиционных консорциумов такие тяжеловесы как «BritishPetroleum» (BP), на долю которого приходится 30 % инвестиций нефтепровода «Баку - Тбилиси - Джейхан», и 29 %  газопровода «Баку – Тбилиси- Эрзурум».

Кстати, расклад инвесторов нефте- и газо- трубопроводов указывают на то, что удельный вес вложений «BP» в обоих проектах превышает как долю Азербайджана, так и долю Турции в отдельности, и лишь суммарно доля инвестиций последних равна доле «BP». Следовательно,  скромно говоря  в роли косвенного модератора в этой войне в Нагорном Карабахе по сути является и «BP». А ведь кроме «BP» в этих проектах представлены – «Unocal» (Union Oil Company of California), «Statoil» (Норвежская международная энергетическая компания), «Eni» (EniS.p.A., largestItalianoilandgascompany), «Total» (французская нефтегазовая компания), «Itochu» (японский универсальный торговый дом), «ConocoPhillips» (американская нефтяная компания), «Inpex» (японская нефтяная компания), AmeradaHess (американская  нефтегазовая компания), «Petronas» (Малайзия), «NaftiranIntertrade» (Иран), «Лукойл» (Россия), «TPAO» (TurkishPetroleumCorporation) и другие.

Вот эти инвесторы вполне серьезно оценивают сложившуюся ситуацию и это не значит, что они молчат. По крайне мере они оценивают позицию армянской стороны, которая воздерживается от прямых военных ударов по этим объектам указанных энергетических инфраструктур (несмотря на демагогические и не уместные пропагандистские оклики азербайджанских СМИ). Указанным могучим по рангу инвесторам и так ясно, что эти объекты по прицелом на случай самых крайних и безвыходных ситуаций для армянской стороны. Они же, вместе с молитвами к Христу и пророку Мухаммеду, могут определенным образом надавить на Азербайджан, и к тому же на Турцию, с тем чтобы развитие военных событий не расценивалось армянской стороной как безвыходная. При благополучном исходе конфронтации эти же инвесторы, в своих же интересах после установления долгосрочного мира, взамен на компенсацию за  материальные и человеческие потери Армении и Арцаха должны будут готовы вложиться в бизнес инвестиционные проекты в той же Армении и в Арцахе как прагматический будущий гарант спокойствия для своих же вложений. Но это уже другая тема обсуждения.

Как видим в данном конфликте много переплетенных векторов, но самое важное, чтобы направить их в такое русло, чтобы они сработали на мирное решение и в кратчайший срок.

С этой целью, Армения в дипломатическом векторе должна во всех инстанциях подчеркнуто уповать на Минский формат ОБСЕ. Великие державы по данной проблеме едины и в регулировании будут работать и работают через этот формат. Армянская дипломатия, политики, эксперты, политологи и весь народ никоим образом не должна склонятся калиевско-эрдогановской пропаганде того, что 30 лет переговоров ни к чему не привели, и следовательно, Минская группа как институт изжила себя.Наоборот на дипломатическом фронте и всевозможных платформах такую постановку следует обратить против Азербайджана и лично президента Алиева.

В отношении нашего военно-стратегического союзника России в данной ситуации нам следует действовать с полной рациональной оценкой своих собственных интересов и не забывать об интересах России. Армению и АрцахРоссия не собирается сдавать, одновременно удержание Апшерона и всего Каспийского региона в зоне его влияния, и в целом реальное позициирование России в роли мировой державы для нее очень важно. В данной ситуации всем нам, включая власти, и особенно политические партии, общественно активные движения, отдельные политологи, эксперты, журналисты и активно высказывающие лица в социальных сетях с самоцензурой трезво и рационально должны оценивать наши обоюдно важные союзнические интересы.

В отношении Европы следует исходить из того, что Евросоюз другие международные институты и отдельные страны будут и практически ведут себя мягко говоря не активно, и в конечном итоге останавливаться на призывах к миру и в лучшем случае осуждениях, но не более того, и никак не примут меры принуждения к Азербайджану и тем более против Турции. В реальности все очень прагматично и обусловлено интересами, благосклонность и симпатии к Армении к ее христианским истокам или приверженности к европейским ценностям не повод и не причина для резкого разруливания в дипломатии. Следовательно, в этом направлении на этой базенам следует подключить более действенные рычаги, а именно, в данном раскладе задействовать как можно больше механизмов действующих на кровные интересы европейского сообщества ее политических и социальных структур.

Ара Карян

Председатель общественной организации «Центрнезависимых финансово-экономических и деловых исследований «Логика»», к.э.н. доцент ЕГУ и РАУ