Декабрьский 2009 года Указ Президента предписал сократить (оптимизировать) штаты МВД на 20% в течение двух лет. Это непопулярное и непродуманное (как подтвердилось впоследствии) решение преследовало единственную цель- высвободить деньги для существенного повышения денежного довольствия сотрудникам с 2012 года. Разумеется, тем, кто останется после сокращения...
Хотелось бы поделиться своими воспоминаниями о том, как происходило "ужимание" на местах.
В начале 2010 года руководством подмосковного Главка была утверждена разнарядка по сокращению территориальных УВД-ОВД. Ознакомившись с ней, руководители небольших отделов оказались в шоке: основной удар пришёлся именно по ним- до конца года предписывалось сократить 20% должностей, в то время как крупные управления, расположенные, преимущественно, в непосредственной близости от Московы, "отделались легким испугом" (5-10%). Как водится, прозвучавшие робкие возмущения с мест были жёстко пресечены: мол, у вас и так криминогенная обстановка спокойная, а если и болит голова- так это не от напряжения в работе, а от переизбытка чистого воздуха!
Сэмюэл Батлер: "Реформы и открытия воспринимаются как оскорбления: предотвратить их нельзя, но горе тем, чьих это рук дело".
При этом основная проблема маленьких отделов состояла в том, что практически все они были полностью укомплектованы. В отличие от крупных, где некомплект регулярно зашкаливал за 10%. В этой ситуации вполне логичными оказались такие меры, как приостановление приёма на службу и перераспределение "лишних" сотрудников между ОВД-карликами и УВД-монстрами. В выигрыше оказались обе заинтересованные стороны: первая- не стали резать по живому, вторая -худо-бедно укомплектовались "теми, кто не нужен был"...
К концу года спущенная разнарядка по сокращению была выполнена. Однако, уже тогда у большинства руководителей и кадровиков начали возникать нехорошие предчувствия: а ведь в целом-то Главк не вышел на установленные цифры в 20%, каких новогодних сюрпризов ожидать? Худшие опасения подтвердились, и всем маленьким ОВД было предписано в 2011 году "похудеть" ещё на столько же! Что в итоге получилось- можете судить сами, обратившись по необходимости в полицию или просто прогулявшись по ночному городу...
Никколо Макиавелли: "Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми".
Само существование некоторых небольших ОВД как самостоятельных территориальных органов оказалось под большим вопросом, поскольку в такой ситуации наиболее оптимальным вариантом, по мнению Главка, являлось их слияние или присоединение к крупным УВД, ибо сокращение в этом случае не было бы столь существенным. Аналогичная ситуация, кстати, возникла и по подразделениям вневедомственной охраны, обладающим юридической самостоятельностью и подчиняющимся начальникам территориальных УВД-ОВД лишь в оперативном плане. И тут многим ОВО не повезло- решением вышестоящих начальников они были объединены, что сразу же создало кучу организационно-служебных и кадровых проблем.
Наш бывший начальник ОВД, как и большинство других руководителей, решил сохранить "статус-кво", руководствуясь при этом двумя основными соображениями: сохранить существующую вертикаль управления и относительную самостоятельность ОВД, а также кадровый состав руководящего звена (при новом раскладе многие, включая самого начальника, могли не удержаться на ранее занимаемых должностях).
Генри Бокль: "Каждая великая реформа состоит не в том, что вводится что-нибудь новое, а в том, что уничтожается что-нибудь старое".
Сохранив «лицо», мы понесли невосполнимые и ужасающие потери: в результате оптимизации штатов полностью были ликвидированы подразделения медвытрезвителя, изолятора временного содержания, по борьбе с экономическими преступлениями; на 40% сокращено основное звено в обеспечении правопорядка - патрульно-постовая служба; значительно сокращены подразделения ГИБДД (как следствие- тут же возникшие проблемы с закрытием постов ДПС), ОДН, участковых уполномоченных, следствия; произошла реорганизация одного из городских отделений милиции (теперь оно стало лишь пунктом полиции).
Необдуманно были объединены в одно подразделение отделения участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних, хотя до сих пор продолжают выполнять совершенно разные функции. Неоправданными представляются такие оргштатные нововведения, как появление самостоятельных отделений в целом ряде подразделений (ГИБДД, отделение полиции), что привело к росту количества начальников.
Перевод значительного числа милицейских должностей в категорию внутренней службы (это коснулось вспомогательных служб- штаб, кадры, тыл) привёл к тому, что в связи со сменой "окраски" стало проблематичным привлечение их к охране общественного порядка.
Непродуманным оказалось и разделение должностей начальника ОМВД и начальника полиции: с учетом того, что около 80% сотрудников ОМВД входит в состав полиции, было бы целесообразнее объединить эти две должности в одну. Кстати, и народу это было бы понятнее.
Зато приятным сюрпризом для многих милицейских руководителей на местах явилось увеличение количества "подполковничьих должностей" в низовых подразделениях. А вот статус должности начальника ОМВД был существенно принижен- та стала тоже подполковничьей, уравненной с должностями руководителей служб УУП и ОДН. Ох и зол же он был тогда, отыгрываясь на своих подчинённых!
Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации, поделитесь ею в соцсетях и рекомендуйте друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!