Вопрос о возможном сокращении рабочей недели с 5 до 4 дней обсуждается не один год. Вновь он был поднят в 2019 году — тогда Дмитрий Медведев (на тот момент он был премьер-министром РФ) заявил, что в будущем общество перейдет на четырехдневную рабочую неделю.
"Технологический прогресс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени, к расширению досуга. Весьма вероятно, что будущее — за четырехдневной рабочей неделей как новой основой социально-трудового контракта", — сказал российский премьер.
Впрочем, такой переход возможен лишь при условии сохранения уровня заработной платы человека, объемов производства и эффективности труда.
По словам президента Конфедерации труда России (КТР), члена СПЧ Бориса Кравченко, переход 4-дневку в РФ возможен, но не в ближайшее время.
"Мы в Конфедерации труда России отмечали, что приветствуем сокращение рабочего времени при безусловном сохранении уровня заработных плат и иных социальных гарантий. Одновременно мы понимаем, что переход на четырехдневную рабочую неделю в национальном масштабе - это весьма неблизкая перспектива. Речь идет о нескольких десятилетиях нормального бескризисного развития трудовой сферы, планового и согласованного развития трудового законодательства", — сказал Кравченко "Интерфаксу".
Он отметил, что "карантинный" опыт подтвердил возможность изменения в работе больших групп людей. В то же время для введения подобных изменений нужны "гарантии трудовых прав работающих граждан, а также наличие четко работающих индивидуальных и коллективных механизмов представления и защиты этих прав".
Сейчас четырехдневная рабочая неделя введена в 2% российских компаний. Согласно опросу Исследовательского центра портала SuperJob.ru, еще 11% компаний считают такой переход неприемлемым, а большинство российских компаний (79%) даже не обсуждали идею перехода с пятидневной рабочей недели на четырехдневную.
Меньше всего сторонников четырехдневной рабочей недели среди респондентов с зарплатой от 80 тыс. руб. (34%). Основное опасение противников такой идеи — снижение заработной платы.
Со своей стороны председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР, крупнейшее российское профсоюзное объединение, в членских организациях которого состоят более 20 млн человек) Михаил Шмаков считает, что предметом дискуссии о регулировании рабочего времени должно быть не число рабочих дней в неделю, а количество рабочих часов.
"Главное – не количество дней, поскольку и сейчас можно работать четыре дня, но они будут по 10 часов. Разговор должен идти о количестве рабочих часов в неделю. Пропагандистски речь идет о количестве рабочих дней, а технически, по сути, это количество рабочих часов в неделю", – сказал Шмаков "Интерфаксу".
При этом глава ФНПР назвал принципиальным законодательное закрепление гарантий того, что доходы работников не будут снижены, если количество рабочего времени сократится.
"В законодательстве должно быть четко указано, что доходы сотрудников должны быть сохранены. В России заниженная зарплата. Несмотря на снижение (количества) рабочих часов в будущем зарплату надо увеличивать. Поэтому при переходе на четырехдневную рабочую неделю зарплата, как минимум, не должна снижаться, оставаться такой, как есть, но лучше, чтобы она росла", — отметил он.