Группа Cream гремела в 60-е. Наверное, это была первая супергруппа: все трое участников коллектива уже имели имя к моменту создания. За время своего короткого существования – а длилось это всего два года - музыканты Cream сумели покорить мир. За этот период они успели выпустить четыре студийных альбома и прочно закрепили свои имена во всех последующих изданиях музыкальных энциклопедий.
Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джек Брюс (Jack Bruce) и Джинджер Бейкер (Ginger Baker), несомненно, заслужили попадания в эти самые энциклопедии. Это, вроде бы, автоматом должно означать, что всё, что они сделали, относится к категории безусловных шедевров. Но Эрик Клэптон так не считает – он весьма критически относится к первому альбому группы, называя его не иначе, как «очень слабым».
Дебютный альбом группы под незатейливым названием “Fresh Cream” вышел 9 декабря 1966 года.
Пластинка стала первым релизом лейбла Reaction Records - компании, принадлежащей продюсеру и менеджеру Cream могущественному Роберту Стигвуду (Robert Stigwood). Дистрибютировалась пластинка компанией Polydor.
Важный момент: в английском издании не было песни “I Feel Free”, но она была благоразумно включена в американский вариант альбома. В Англии эта песня вышла в виде сингла, имевшего аналогичное альбому оформление.
Английский вариант альбома начинался с песни “N.S.U.”, которая являлась B-side’ом сингла. По легенде расшифровка этой аббревиатуры означала “non-specific urethritis” – намёк на медицинские проблемы Эрика Клэптона.
Альбом с первого же дня релиза имел коммерческий успех. Кроме этого, он вызвал положительную реакцию критиков – а это было очень непросто. И, что интересно, с годами их мнение не изменилось: он считается одним из самых сильных рок-альбомов всех времен. Но, как я уже сказал, Клэптон остаётся с этим категорически не согласен.
В чём же дело? Почему Клэптон настаивает на своём? Дело в том, что группа была вместе всего несколько недель перед выпуском альбома, и это сделало процесс записи неким «путешествием по неизведанным территориям». Но критики именно это и ценят в “Fresh Cream”: группа на пластинке «ныряет» то в джаз, то в блюз, а то в незатейливый гитарный хард-рок. Мнение же Клэптона – «необходимо было больше подготовки и студийного времени, чтобы сгладить все шероховатости и стилевой разброс - альбом тогда звучал бы гораздо сильнее».
«Я думаю, что альбом Джона Мэйолла (John Mayall), вышедший в том же году, был лучше по материалу», - сказал Клэптон в интервью ресурсу Classic Rock в 2017 году. - «Думаю, что мы выглядели весьма слабыми на записи. Вообще-то, у Cream было совсем немного песен, которыми я действительно гордился – и тогда, и сейчас. И большинство из них было на прощальном альбоме “Goodbye” 1969-го года. У меня ощущение, что с Cream мы просто заблудились, и произошло это довольно быстро. Карьера Cream – это дым и зеркала».
«Конечно, мы пытались продолжать работу – группа была успешной, нас звали на гастроли. Но у нас не было лидера», - добавил он. - «И я думаю, что это было частью проблемы. Лидерство у нас сменялось в мгновение ока: в один момент лидером был я, в следующую минуту - Джек, чуть позже - Джинджер. И в этом не было логики. Причём это всё происходило на фоне того, что мы уже стали супергруппой. Мы как бы догоняли собственный миф».
Что касается того, что Cream были супергруппой, то в этом нет сомнения: все три участника пришли в трио из таких успешных коллективов, как The Yardbirds, John Mayall & The Bluesbreakers, Manfred Mann, Graham Bond Organization. Это умело использовал Роберт Стигвуд, играя на концепции с приставкой «супер» - Cream подавались слушателю, как нечто особое, экстраординарное. Такой подход мгновенно привлек к группе всеобщее внимание, заставив всю индустрию заговорить о музыкантах ещё до того, как они что-то выпустили. Cream - не прикладывая к этому особых усилий - стали одной из самых обсуждаемых групп в стране, причём критика с самого начала принялась их усиленно хвалить.
«Я не воспринимаю всё это слишком серьезно», - прокомментировал хайп и мифы вокруг Cream Эрик Клэптон. - «Возможно, это кому-то интересно, но не мне - я жил по другую сторону этого. Должен признать, что я тоже частично виноват в мифологизации: и я просто не имею права её осуждать - я волей-неволей мифологизировал себя. И, обратите внимание, аналогичная история получилась с Робертом Джонсоном (Robert Johnson): я никогда не разделял этого мифа - что он, типа, продал свою душу дьяволу. Просто есть определённая схожесть в том, что когда ты посвящаешь себя серьёзно какому-то делу, ты как бы отрекаешься от всего другого. Наверное, это лучшее объяснение всего этого».
Даже если Клэптон и является не самым большим поклонником альбома “Fresh Cream” в мире, этот релиз остается одним из значительных в истории рока – послушайте альбом на свежее ухо, он очень интересный. И песню “I Feel Free” к нему приплюсуйте обязательно.
Сегодня остаётся только рассуждать о том, что бы было, если бы Стигвуд не использовал свой гениальный маркетинговый напор для того, чтобы продвинуть Cream в массы. Кто знает, стала бы группа такой влиятельной… Мифы продолжают двигать шоу-бизнес – и в этом нет ничего удивительного.
А альбом “Fresh Cream” по-прежнему звучит – и очень даже неплохо - для миллионов любителей музыки, хотя и раздражает одного из его создателей.
P.S. На днях мне попал на глаза документальный фильм про Джека Брюса. Рекомендую его вам.
В фильме есть слова и про первый альбом Cream, и про извечную борьбу Джека и Джинджера, и про зависть в отношении авторских гонораров...