Найти тему
Стив Май

Разбор мультфильма Ангел Бэби

Порой я рассматриваю книги, фильмы и мультфильмы с точки зрения образования. Сегодня хочу разобрать один "поучительный" мультфильм. Вообще, их развелось много, такое ощущение, что каждый, кто снимает детские мультики, включает в них мораль. (Для современных мультиков это, разумеется, маркетинговый ход, но и для советских такой приём не редкость).

Ангел Бэби - мультсериал, короткометражные серии которого рассчитаны на малышей в возрасте 3-5 лет. Но вопрос, который я рассмотрю, характерен для более взрослых детей - 8-9 лет (2-3 класс).

Кадр из мультфильма "Ангел Бэби", серия "Светлая мысль"
Кадр из мультфильма "Ангел Бэби", серия "Светлая мысль"

В серии "Светлая мысль" описана реальная ситуация, разумеется, она сильно укорочена, упрощена. Главный герой мультфильма, мальчик Тим решает задачу для третьего класса, звучит она так:

Сколько нужно использовать плит при строительстве моста, если расстояние между берегами 30 метров, а длина плиты 5 метров?

Я опущу душевные терзания отрока Тима в духе классики жанра "Страны невыученных уроков", а обращусь сразу к последней части - к решению задачи.

Тим предлагает решить её довольно непривычным для нас, взрослых способом: сложением:

Кадр из мультфильма "Ангел Бэби", серия "Светлая мысль"
Кадр из мультфильма "Ангел Бэби", серия "Светлая мысль"

Любой учитель начальной школы сразу скажет, что это неправильно! Но так ли он неправильно решает эту задачу? Получит он правильный (гарантированно правильный) ответ, действуя таким способом?

Да, способ на 100% правильный, потому что математическая модель "сложение" идеальнейшим образом подходит под ситуацию в задаче: при строительстве моста, плиты прикладывают одну к другой, поэтому их длина складывается. И именно суммарная длина плит должна покрыть всё расстояние между берегами (30 метров). И в финале так и показывается, что плиты (6 штук) появляются одна за другой и закрывают собой дыру в дороге.

Мне, конечно, оооочень не понравилось, что Тим бросил это дело и спросил одобрения у учителя, как будто главным критерием истинности для него является не правильный ответ, а учительское слово (в роли учителя Вайти - белый ангелочек). Это глобальная и очень серьёзная проблема нашего образования, превращающая процесс обучения в стохастический ("угадывательный"), про которую я ещё напишу.

Роль учителя здесь - объяснить, что такое действие называется делением [деление - сложение и подсчёт, сколько раз надо взять 5, чтобы в результате получилось 30. Более подробно читайте в моих статьях о делении: 1 и 2], и Вайти одобряет решение Тима и как раз намекает, что есть способ сделать то же самое быстрее. Хотя, тут бабушка, как говорится, надвое сказала, потому что порой быстрее сложить, чем делить, и если у мальчика трудности с запоминанием таблицы умножения, то деление 30:5 вызовет куда больше трудностей, чем комплект сложений 5+5, 10+5, 15+5, 20+5, 25+5. Справедливости ради надо отметить, что Тим разделил очень быстро.

Мораль у сей сказки, конечно, есть. Её высказал папа Тима: "победителя видно на финише". Но она совершенно не связана с математической ситуацией, которая, на мой взгляд, для родителей гораздо важнее.