Порой я рассматриваю книги, фильмы и мультфильмы с точки зрения образования. Сегодня хочу разобрать один "поучительный" мультфильм. Вообще, их развелось много, такое ощущение, что каждый, кто снимает детские мультики, включает в них мораль. (Для современных мультиков это, разумеется, маркетинговый ход, но и для советских такой приём не редкость).
Ангел Бэби - мультсериал, короткометражные серии которого рассчитаны на малышей в возрасте 3-5 лет. Но вопрос, который я рассмотрю, характерен для более взрослых детей - 8-9 лет (2-3 класс).
В серии "Светлая мысль" описана реальная ситуация, разумеется, она сильно укорочена, упрощена. Главный герой мультфильма, мальчик Тим решает задачу для третьего класса, звучит она так:
Сколько нужно использовать плит при строительстве моста, если расстояние между берегами 30 метров, а длина плиты 5 метров?
Я опущу душевные терзания отрока Тима в духе классики жанра "Страны невыученных уроков", а обращусь сразу к последней части - к решению задачи.
Тим предлагает решить её довольно непривычным для нас, взрослых способом: сложением:
Любой учитель начальной школы сразу скажет, что это неправильно! Но так ли он неправильно решает эту задачу? Получит он правильный (гарантированно правильный) ответ, действуя таким способом?
Да, способ на 100% правильный, потому что математическая модель "сложение" идеальнейшим образом подходит под ситуацию в задаче: при строительстве моста, плиты прикладывают одну к другой, поэтому их длина складывается. И именно суммарная длина плит должна покрыть всё расстояние между берегами (30 метров). И в финале так и показывается, что плиты (6 штук) появляются одна за другой и закрывают собой дыру в дороге.
Мне, конечно, оооочень не понравилось, что Тим бросил это дело и спросил одобрения у учителя, как будто главным критерием истинности для него является не правильный ответ, а учительское слово (в роли учителя Вайти - белый ангелочек). Это глобальная и очень серьёзная проблема нашего образования, превращающая процесс обучения в стохастический ("угадывательный"), про которую я ещё напишу.
Роль учителя здесь - объяснить, что такое действие называется делением [деление - сложение и подсчёт, сколько раз надо взять 5, чтобы в результате получилось 30. Более подробно читайте в моих статьях о делении: 1 и 2], и Вайти одобряет решение Тима и как раз намекает, что есть способ сделать то же самое быстрее. Хотя, тут бабушка, как говорится, надвое сказала, потому что порой быстрее сложить, чем делить, и если у мальчика трудности с запоминанием таблицы умножения, то деление 30:5 вызовет куда больше трудностей, чем комплект сложений 5+5, 10+5, 15+5, 20+5, 25+5. Справедливости ради надо отметить, что Тим разделил очень быстро.
Мораль у сей сказки, конечно, есть. Её высказал папа Тима: "победителя видно на финише". Но она совершенно не связана с математической ситуацией, которая, на мой взгляд, для родителей гораздо важнее.