Посвящается Николаю Петровичу Анисимову
«Но Шигирский по всем признакам просто
стоял, к чему-то прислоненный, либо был
приколочен».
«Кроме того, специалисты затрудняются
интерпретировать знаки Шигирского идола.»
(эксперт Светлана Савченко)
После того, как в апреле я написал о Шигирском феномене. Часть 1, много часов провел я в лесу у берега древнего озера, а сейчас болота у Чертова городища.
Места здесь исключительные: каменные останцы с чашами и гротами, плоские вершины, некоторые обложены по периметру большими валунами, многовековые лиственницы диаметром больше метра и гладким стволом без единого сучка на высоту метров 10-15, а может, и выше. И какая-то необъяснимая аура – будто ходишь по своему дому: спокойно и надежно, несмотря на капризы погоды.
И как-то естественно получилось, что, подойдя к очередной красавице-лиственнице, стоя на высоком берегу, не болота, а древнего озера родилась сказка о Великом идоле...
Сказка, родившаяся на берегу древнего
озера в районе Чертова городища
Где-то 11,5 тысяч лет назад...
После большой битвы между племенами за долину ручья, впадающего в великое озеро, верховный шаман самого большого племени собрал вождей племен, живших на землях вокруг озера и произнес:
- «Земли и воды у нас много. Хватает и зверя, и птицы, и рыбы. Но дожди и бури вымывают новые овраги, спускающиеся к воде, огонь меняет привычный глазу лес, а мы живем мало и забываем, где наши леса и воды. Мы создадим Великого идола - Знаточа, хранителя знания о наших водах и землях и его Сыновей – Вестов для каждого племени.
Сыновья будут жить в племени и смогут поведать о границах земли, которую они охраняют, когда соединятся с Отцом.
Поставим вдоль берега Знаки каменные, где будет встречаться Отец с Сыновьями, живущими у этого Знака. И во все времена, как бы не менялись леса, долины, воды - Великий идол с Сыновьями смогут поведать, где границы между землями племен».
Где-то 10 тысяч лет назад...
Движение поднимающегося солнца было и непрерывно и незаметно. Третий день, сменяя друг-друга, гребцы в долбленках тянули плот с Великим идолом к Знаковому камню.
Ко времени, когда солнце устало начало клониться к голубоватому лесу, по берегу появилась большая поляна. По центру поляны, ближе к воде, возвышался камень, похожий на палец, указывающий в небо - Знаковый камень. По обе стороны от камня стояли два племени, живущие на этих землях, племена были немногочисленны, поэтому и Знаковый камень был невысок.
Впереди племен стояли вожди и жрецы с Вестами в руках. Вождь одного из племен был молод. Его предшественник погиб на охоте от удара копытом ветвисторогого лося. Это и послужило причиной прибытия Великого идола. Новому вождю необходимо было передать знания о землях, принадлежащих племени.
Сыновья – Весты, соединившись с Отцом – Знаточем, должны поведать вождям о границах земель и вод им принадлежащим, чтобы не было разногласий и ссор между соседями.
Вожди с жрецами поднялись на плот, где стоял Знаточ, и по указанию верховного жреца, приложили Весты к Знаточу. Линии и узоры на Знаточе и Вестах соединились, и открылась истина о землях племен. И увидели эту истину не только вожди и жрецы, но и все охотники племен, знающие свою землю, а сейчас увидевших её в знаках Знаточа и Вест.
После ритуала плот со Знаточем потянули гребцы к другой границе племени молодого вождя.
А вождь с жрецом и всем племенем по знакомым тропам двинулся ко второму Знаковому камню, стоящему на берегу Великого озера, где повторится ритуал, но уже с другими соседями. Идти не так далеко – племя было небольшое.
Где-то несколько тысяч лет назад...
Тяжело стало жить на Великом озере. Все холоднее и длиннее стали становиться зимы, дольше лежали снега и льды. Зверя и птицы стало меньше. И решили племена, живущие на Великом озере, уйти на юг. Но как быть с Великим идолом – Знаточем? Он родился на этом озере, он охранял людей на этом озере, это его дом и не должен он покидать его.
Долго думал Верховный жрец, советовался с жрецами и вождями племен и решил...
В центре Великого озера собралось множество лодок От всех племен приплыли жрецы с вождями и лучшими охотниками. Верховный жрец с помощниками опустили Знаточа на плот. Жрецы племен подняли над головами Весты, чтобы сыновья простились со своим отцом. Обернули Великого идола шкурами всех крупных животных, живущих по берегам озера, и утяжелили камнями, чтобы лег Знаточ на дно своего озера. Последний раз поклонились Великому и опустили в темную воду озера. Разошлись лодки с племенами к своим землям и совершили племена со своими Вестами тот же ритуал, но у своих берегов, ибо без Великого идола, потеряли сыновья свою силу и знания.
И ушли племена на юг, и пришел за ними на эти земли и воды Лед вечный.
А когда ушел на север Лед вечный и вернулись на эти земли племена новые, то некому уже было вспомнить о Великом Идоле – Знаточе. И сказки, которые рассказывали старики у огня, были совсем другие...
Но, как говорится в русской пословице: «сказка ложь, но в ней намек...». А намек этот в том, что каждому событию этой сказки можно найти объяснение и подтверждение.
Сейчас я попытаюсь это сделать исходя из той информации, которой обладаю. Но по истечении многих тысяч лет никто не может сказать, что это близко к истине, так же как нельзя сказать, что это совсем не соответствует истине.
Об одной из версий, как создавался Шигирский идол и как его использовали, я написал в статье «Шигирский феномен. Часть 1».
От Шигирских болот до Чертово городища, по прямой больше 65 км., но в древние времена при водном максимуме соединялись эти места водной гладью гигантского озера, по берегам которого жили люди.
Так что было куда плыть плоту с Великим идолом..
И сейчас по берегам этого древнего озера стоят вертикально поставленные камни – менгиры или в сказке - Знаковые камни. Стоят они не по берегам нынешнего болота, а немного выше по урезу воды древнего озера.
А теперь об извечной проблеме: отцов и детей...
Много - много лет назад мы с Николаем Петровичем Анисимовым были в Коптеловском музее крестьянского быта. Нам показали связку резных деревянных дощечек и рассказали их историю.
Сход деревни выбирал самого уважаемого крестьянина (это мог быть даже не староста) и ему поручалось хранить записи крестьянских наделов земли, покосов. И все это отображалось в насечках на деревянных дощечках. Одна половина такой записи хранилась у выбранного, другая у владельца этой земли. Но полную информацию она давала только при совмещении обеих половинок.
Вспомните вот этот рисунок Шигирского идола и сохранившуюся голову малого Шигирского идола и то, что нет пока расшифровки узоров, нанесенных на идоле:
И последнее: как же он – Шигирский идол - сохранился? Версия о ритуальном затоплении родилась из свойств лиственницы: на воздухе дерево сгнило бы и, мало вероятно, что люди, создавшие и поклонявшиеся Идолу, могли его просто бросить.
Вот, пожалуй, и все элементы ассоциативного мышления, которые вылились в сказку о Великом идоле.
Но сколько еще не найденных, не обдуманных камней, сколько еще увиденных красавиц -древних лиственниц.
За окном третий раз идет первый снег..
Урал – это нормально.
Да и снег - это не причина оставаться дома.
Используемые материалы:
1. Общедоступные материалы Википедии и Интернета.
2. Н. Анисимов. Рукопись. «Идол Шигирский. Образа древней архитектуры. Цивилизация на вдохе».
3. Н. Анисимов. Рукопись. «Большой Шигирский идол. Как вычислить функцию артефакта».
4. Н. Анисимов. Рукопись. «Большой Шигирский идол. Как обнаружить функцию орнамента».