Мотор-колесо для гоночного электроболида, топливные элементы, могущие повысить КПД двигателя до 90%, способ долго хранить электроэнергию – вот лишь некоторые из разработок, над которыми трудятся учёные энергетического факультета Политехнического института ЮУрГУ. Рассказывает заведующий кафедрой теоретических основ электротехники, доктор технических наук, доцент Сергей Анатольевич Ганджа.
– В настоящее время мы работаем над несколькими интересными проектами, – рассказывает заведующий кафедрой теоретических основ электротехники ЮУрГУ, доктор технических наук, доцент Сергей Анатольевич Ганджа. – Один из них – мотор-колесо для гоночного электроболида класса «Формула Студент».
Работа выполняется совместно с автотранспортным факультетом ЮУрГУ. Над этой темой трудятся два аспиранта кафедры. Один из них занимается вентильным электродвигателем, встроенным в колесо, другой – системой управления к нему. Во всём мире идут научные работы в этом направлении, но окончательный вариант самой кинематической схемы электротрансмиссии, тип и конструкция исполнительных элементов ещё не выбраны. Нами предложена уникальная конструкция вентильного двигателя комбинированного возбуждения, на которую мы оформили патент РФ. Примечательно, что для проверки своей концепции мы все детали мотор-колеса сделали по технологии 3D-принтера, а сборку произвели вручную. После этого мы без проблем сделали реальный опытный образец, и сейчас проводим его испытания.
Вторая интересная тема: создание для электромобилей таких источников питания, чтобы одной зарядки хватило на 600, 800, 1000 и более километров пути. Здесь мы идём по пути разработки топливных элементов, которые способны решить эту задачу. Все эти направления весьма перспективны. Раньше наука с производством шли рука об руку. Сейчас в силу разных причин многие связи разорвались – их нужно восстанавливать и налаживать новые. Если наши наработки окажутся успешными, то в перспективе их можно будет внедрить в серийное производство.Хотелось бы более подробно остановиться на теме топливных элементов. Электрическую энергию довольно просто генерировать, потреблять, передавать на расстояние. Её выработку и расход легко учитывать. Например, если сопоставить данные разных лет, то видно, что в кризис энергопотребление падает, а в период стабилизации и подъёма экономики – растёт. Но как запасти электроэнергию впрок, как мы это делаем с углеводородным топливом?