Интуитивно может показаться, что люди с высокими доходами будут более охотно делиться с другими, потому что их финансовое положение позволяет им это делать. Между тем исследование просоциального поведения во время пандемии COVID-19, проведенное Александрой Мафтей из Университета Александра Яна Кузы в Яссах, Румыния, показывает иное.
По данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, с начала пандемии COVID-19 от этого заболевания умерло более 700000 человек во всем мире, а в Польше (по состоянию на 5 августа 2020 г.) - 1738 человек. Также трудно переоценить влияние пандемии на экономическое положение многих людей. Эта сложная ситуация привела к различным просоциальным действиям. Вскоре после того, как в Польше были обнаружены первые случаи COVID-19, была создана группа Facebook Visible Hand, в которой пользователи Интернета предлагают друг другу различные формы поддержки во время пандемии, а некоторые в подъездах развешивают карточки, адресованные своим старшим соседям, с контактными данными и предложением совершить покупки. гулять с собакой. Фонд Siepomaga в рамках сбора, организованного для поддержки польской службы здравоохранения во время пандемии, на сегодняшний день собрал почти 30 миллионов злотых. Что определяет, готовы ли мы помогать другим в такое трудное время, как продолжающаяся пандемия COVID-19? Этот вопрос решила Александра Мафтей.
В начале апреля этого года, через три недели после того, как правительство Румынии ввело ограничения, направленные на ограничение распространения вируса, исследователь спросил 168 румынских интернет-пользователей, поддерживают ли они неправительственные организации и насколько вероятно, что они дадут деньги на сбор средств в ближайшем будущем. с борьбой с коронавирусом. Она также спросила их о возрасте, образовании и доходе. Оказалось, что готовность помочь отрицательно коррелировала с доходом. Это частично согласуется с результатами более ранних исследований, проведенных до пандемии - согласно Касри (2013), больше всего денег на благотворительность дают не люди с высокими доходами, а люди со средними доходами. Выяснилось также, что молодые люди с относительно низким уровнем образования чаще делились деньгами. Важным оказался и тип сбора средств - респонденты чаще всего жертвовали деньги на образовательные цели, такие как оборудование для школ или школьные принадлежности для детей. Респонденты также были более склонны жертвовать деньги на цели, в которых они были эмоционально вовлечены.
Кроме того, оказалось, что больше людей заявили, что они уже пожертвовали деньги НПО, чем - что в ближайшем будущем они заплатят за сбор средств, связанный с пандемией. Автор исследования объясняет это теорией морального лицензирования. Согласно этой теории, мы относимся к совершенным добрым делам как к своего рода «моральному капиталу» на будущее. Следовательно, по словам Александры Мафтей, люди могут чувствовать, что они уже достаточно хороши, если они следуют рекомендациям ВОЗ, например, воздерживаясь от ненужных выходов из дома или закрывая дыхательные пути в общественных местах.
Но почему люди с низкими доходами охотнее помогают? Мафтей цитирует исследование, которое показывает, что люди с более низким социально-экономическим статусом больше сосредоточены на настоящем, а люди с более высокими доходами - на будущем (Guthrie, Butler, & Ward, 2009), и что люди с более низким социально-экономическим статусом более кооперативным (Osman, Lv, & Proulx, 2018). Однако стоит помнить, что пандемия COVID-19 все еще продолжается, поэтому многие вещи, связанные с социальным поведением во время пандемии, все еще требуют дальнейших исследований. Также стоит иметь в виду, что обмен с другими увеличивает уровень счастья (Dunn et al., 2008). Вот почему время от времени стоит платить даже символическую сумму на социальные цели, например, сбор средств для помощи людям в кризисе бездомности во время пандемии COVID, доступный здесь.