Найти тему
Алексей Доронин

Литовская попытка трансатлантического перелета

30-е годы были временем авиационных достижений - рекордов и перелетов. Литва не принадлежала к числу авиационных держав, но литовским авиаторам тоже хотелось внеси свой вклад. Идея организации дальнего перелета принадлежала литовцам, проживающим в США. Стяпунас Дарюс, бывший пилот литовских ВВС, воевавший с Польшей, эмигрировал в середине 20-х и Стасис Гиренас, американец  литовского происхождения, имевший гражданскую летную лицензию, выступили с идеей проведения "национального" трансатлантического перелета.

Дарюс и Гиренас на фоне Lithuanica. Фото из журнала "Авиация  и космонавтика"
Дарюс и Гиренас на фоне Lithuanica. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"

В то время попытки пересечь Атлантику (как правило, неудачные) предпринимались несколько раз в год.

Затраты на организацию перелета составляли около 3000 долларов. Литовская диаспора собрала 4200 - больше, чем необходимо.

Для перелета был куплен куплен одномоторный самолет Белланка СН-300 «Писмейкер»; на него установили новый двигатель мощностью 380 л.с., новый винт и дополнительные бензобаки. Модернизированной машине присвоили имя собственное - Lithuanica («Дух Литвы») и выкрасили в ярко-оранжевый цвет, чтобы его легче было найти в случае аварийной посадки. Впрочем, это была единственная мера предосторожности - ни рации, ни перащютов у пилотов не было.

Копия Lithuanica, сделанная для киносъемок. Фото из журнала "Авиация  и космонавтика"
Копия Lithuanica, сделанная для киносъемок. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"

Вообще, Дарюс и Гиренас, по оценкам экспертов, переоценили свои силы. Если бы перелет был обычным, то есть с посадкой в Европе, он прошел бы нормально. Но пилоты были настроены на рекорд. Этому способствовала и шумиха, поднятая в литовской прессе.

Lithuanica над Нью-Йорком. Фото из журнала "Авиация  и космонавтика"
Lithuanica над Нью-Йорком. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"

Утром 15 июля Lithuanica вылетела из Нью-Йорка. Как уже говорилось, рации на борту не было, поэтому подробностей никто не знает. На следующий день самолет видели над северо-западным побережьем Ирландии, то есть он сильно отклонился от курса. Но это никого не насторожило - пилотов ждал в Каунасе, даже зажгли на аэродроме дополнительное освещение.

Но Lithuanica так и не появилась, а вскоре пришла и трагическая весть - самолет разбился на территории Поморья (тогда это была Германия). Судя по всему, он сбился с маршрута; над местом катастрофы внезапно сильно испортилась погода. По рассказам очевидцев, самолет пытался сесть, сделал пару кругов, но попытка приземления была неудачной - Lithuanica врезалась в дерево.

Фото с места катастрофы. Из журнала "Авиация  и космонавтика"
Фото с места катастрофы. Из журнала "Авиация и космонавтика"

В итоге, пилоты пересекли Атлантику, но до Каунаса не долетели около 700 км. Дарюс и Гиренас стали национальными героями, их тела было решено положить в мавзолей, их именами были названы самолеты местных авиалиний.

Мои последние публикации:

Первая "англичанка" в Советском подводном флоте

"Нормандия-Неман" на войне

Как советские летчицы поставили рекорд дальнего перелета

Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.2 Война

Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.1 До войны

Беспилотники микроскопических размеров

Самолеты-параболы Черановского

Итальянский гибрид катера и танка

Вино вместо бомбардировщиков

Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои

Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись

Как Туполев убрал конкурента

Ka-Tsu: боевая машина, ни разу не вступившая в бой

Морские партизаны Второй мировой