30-е годы были временем авиационных достижений - рекордов и перелетов. Литва не принадлежала к числу авиационных держав, но литовским авиаторам тоже хотелось внеси свой вклад. Идея организации дальнего перелета принадлежала литовцам, проживающим в США. Стяпунас Дарюс, бывший пилот литовских ВВС, воевавший с Польшей, эмигрировал в середине 20-х и Стасис Гиренас, американец литовского происхождения, имевший гражданскую летную лицензию, выступили с идеей проведения "национального" трансатлантического перелета.
В то время попытки пересечь Атлантику (как правило, неудачные) предпринимались несколько раз в год.
Затраты на организацию перелета составляли около 3000 долларов. Литовская диаспора собрала 4200 - больше, чем необходимо.
Для перелета был куплен куплен одномоторный самолет Белланка СН-300 «Писмейкер»; на него установили новый двигатель мощностью 380 л.с., новый винт и дополнительные бензобаки. Модернизированной машине присвоили имя собственное - Lithuanica («Дух Литвы») и выкрасили в ярко-оранжевый цвет, чтобы его легче было найти в случае аварийной посадки. Впрочем, это была единственная мера предосторожности - ни рации, ни перащютов у пилотов не было.
Вообще, Дарюс и Гиренас, по оценкам экспертов, переоценили свои силы. Если бы перелет был обычным, то есть с посадкой в Европе, он прошел бы нормально. Но пилоты были настроены на рекорд. Этому способствовала и шумиха, поднятая в литовской прессе.
Утром 15 июля Lithuanica вылетела из Нью-Йорка. Как уже говорилось, рации на борту не было, поэтому подробностей никто не знает. На следующий день самолет видели над северо-западным побережьем Ирландии, то есть он сильно отклонился от курса. Но это никого не насторожило - пилотов ждал в Каунасе, даже зажгли на аэродроме дополнительное освещение.
Но Lithuanica так и не появилась, а вскоре пришла и трагическая весть - самолет разбился на территории Поморья (тогда это была Германия). Судя по всему, он сбился с маршрута; над местом катастрофы внезапно сильно испортилась погода. По рассказам очевидцев, самолет пытался сесть, сделал пару кругов, но попытка приземления была неудачной - Lithuanica врезалась в дерево.
В итоге, пилоты пересекли Атлантику, но до Каунаса не долетели около 700 км. Дарюс и Гиренас стали национальными героями, их тела было решено положить в мавзолей, их именами были названы самолеты местных авиалиний.
Мои последние публикации:
Первая "англичанка" в Советском подводном флоте
Как советские летчицы поставили рекорд дальнего перелета
Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.2 Война
Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.1 До войны
Беспилотники микроскопических размеров
Самолеты-параболы Черановского
Итальянский гибрид катера и танка
Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои
Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись