Крещение Руси – комплекс событий преимущественно конца X в., связанных с личным крещением князя Владимира Святославича, его окружения и населения крупнейших городов Древнерусского государства, а также с предпринятыми княжеской властью мерами по созданию основ церковной жизни на Руси.
Важно понимать, что крещение Руси и утверждение христианства не было разовым событием, которое произошло в 998 году. Это был длительный процесс принятия новой религии в качестве государственной, который шел на протяжении нескольких столетий как до, так и после принятия христианства киевлянами при Владимире Святославиче в конце X.
В русской религиозной литературе прослеживается тенденция отодвинуть историю христианства как можно дальше в прошлое. В средневековье оформляется теория, согласно которой славяне принимали крещение 5 раз: 1) от апостола Андрея; 2) От Кирилла и Мефодия; 3) от патриарха Фотия; 4) от княгини Ольги; 5) от Владимира.
Согласно преданию, Андрей Первозванный был первым христианским проповедником, который побывал на землях будущей Руси. Странствия Андрея были долгими. Дойдя до Херсонеса и основав там Церковь, святой Андрей отправился вверх по реке Днепр, до будущего местоположения Киева. Апостол заночевал у Киевских гор и, поднявшись утром, пророчествовал, что на этих горах «воссияет благодать Божия», и что будет здесь великий город, где Господь воздвигнет много церквей и просветит святым крещением всю эту землю. Затем апостол Андрей водрузил на одной из гор крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
Исследователи в своих анализах сказания приходят к противоположным выводам. Мнение о том, что это предание не более чем фикция широко распространено. Данная оценка встречается даже в работах церковных историков XIX века, например, Е.Е. Голубинского. Существуют и суждения о том, что данный рассказ имеет некую историческую основу. Встречаются они, как ни странно, в исследованиях ряда советских ученых. Академик Д.С. Лихачев говорил, что данный рассказ не может считаться выдумкою русского летописца. «Сведения о проповеди христианства восходят к первым векам нашей эры и в преданиях связываются с именем апостола Андрея», - академик Б.Д. Греков. Анализ письменных свидетельств III-IV вв. позволяет высказать лишь предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии.
В 860 году киевские князья Аскольд и Дир отправились в поход на Царьград. Византийский император Михаил в то время находился в военном походе, но получив известие о нападении со стороны Руси возвратился. Аскольд и Дир между тем вошли в пролив Суда, убили множество византийцев и осадили Царьград.
Царь Михаил с трудом пробился в Царьград. По свидетельству Повести временных лет, вместе с патриархом Фотием он молился всю ночь. После этого они вынесли ризу святой Богородицы и омочили ее полу в море. Внезапно поднялась буря с ветром и волны разметали корабли русских язычников. Многие русские ладьи прибило к берегу и переломали так, что немногим удалось спастись и вернуться домой.
Именно с этим походом сопоставляют послание патриарха Фотия 867 года, в котором он говорит, что русы через некоторое время после похода на «ромейскую империю» (названия «Византия» не было во время существования этого государства) приняли чистое христианское учение. Известие Фотия нельзя принять безоговорочно, поскольку русские летописцы хранят молчание о Крещении Руси в то время, а данное событие не могло пройти бесследно. Летописцам известен лишь поход Аскольда и Дира, но не больше. Нет свидетельств об обращении в новую веру славян и византийских источниках.
На основании косвенных данных клерикальными историки говорят, что после неудавшегося похода на Царьград князья Аскольд и Дир приняли крещение, а также крестили свою дружину и значительную часть населения Киева. Данные о крещении князей получены путем сопоставления некоторых древнерусских и византийских источников. Явных следов в Киеве, даже если это событие имело место быть, не оставило. Князья и их дружина могли принять христианство, но крестить всю подвластную им Русь они были не в состоянии. Ни один из русских князей до Ольги не перенял христианство. В договорах Олега с Византией термины «русин» и «христианин» противопоставлены друг другу как взаимоисключающие.
После укрепления связей Руси и Византии начали появляться первые русские адепты христианства. Уже в новом договоре с Византией 944 года заметно деление русских на христиан и тех, кто крещение не принял. Говорить о преобладании христиан над язычниками в то время нельзя, однако взаимодействие с Византией однозначно приводит к возникновению христианской общины в Киеве.
Следующим этапом в истории христианства на Руси стало крещение княгини Ольги. Она приняла новую веру во время посольства в Константинополь в 955 году. Однако это событие не способствовало широкому распространению христианства на Руси, Ольга даже не смогла убедить собственного сына Святослава принять новую веру (скорее всего это связано с тем, что воспитанием Святослава в большей мере занимались воеводы Асмуд и Свенельд, которые также отвергли христианство).
К плюсам принятия христианства в качестве новой идеологии постепенно приходит княжеско-боярская верхушка Руси. Выбор христианства византийского толка Владимиром не был случайным – за ним лежали конкретные причины: удержание челяди и смердов в повиновении, укрепление государственной власти, углубление контактов с христианским миром, объединение русского народа под одной идеологией. Именно поэтому сказание об испытании вер, в котором поводом отказа от другой религии мог быть запрет пить вино, носит легендарный характер.
Переход к христианству был продиктован также и провалом языческой реформы князя Владимира, целью которой было подчеркнуть суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии. В ходе реформы была проведена попытка унификации языческого религиозного культа и создания единого пантеона славянских божеств. Реформа оказалась несостоятельной из-за существования большого количества местных верований. Она не решала ни социальных, ни внешних, ни внутриполитических проблем.
В 988 году Владимир отправился в поход на Корсунь. Владимир держал город в осаде, пока некий корсунянин Анастас не отправил со стрелой послание, в котором посоветовал перекопать Владимиру систему водоснабжения города. После взятия города Владимир пообещал императорам Василию и Константину, что нападет и на столицу Византии, если они не выдадут свою сестру Анну за него. Цари согласились на это только после того, как Владимир выполнил их условие – принял христианство.
В чем же был смысл этого военного похода? Дело в том, что Византия рассматривала каждого крещенного ею правителя и его страну, как своих вассалов. Киевскому князю, чтобы сохранить независимый статус, необходимо было поставить Византию империю в такое положение, когда даже мысль о вассалитете не могла возникнуть. Захват Владимиром Херсонеса, через который Византия вела торговлю с севером и западом, а также угроза Владимира организовать поход на Константинополь, как раз и создали такое положение. Требование Владимира к императорам Василию и Константину выдать за него замуж их сестру свидетельствует о желании киевского князя говорить с византийскими правителями на равных. В то время византийские монархи не выдавали своих дочерей или сестер за европейских правителей, считая их, стоящими много ниже себя.
В 988 году происходит «Крещение Руси», которое в действительности было добровольным переходом в новую веру князя, его дружины и, возможно, значительной части населения Киева и близлежащих поселений. Крещение в Киеве не носило принудительный насильственный характер: князь и дружина не располагали средствами для массовых насилий. Они подчинялись вечу, в распоряжении которого была мощная военная организация – народное ополчение, превосходившее по силе княжескую дружину. Вероятно, в Киеве были отдельные акты принуждения, но они не носили системный характер.
Только в Киеве крещение проходило относительно спокойно. В других племенах христианство встречали жестким отпором. Причина такого сопротивления понятна – с новой религией местное население ассоциировало тяжкую зависимость, идущую из Киева. Летописцы особенно скупы на рассказы о крещении других земель. Летописатели – люди, как правило, духовного звания, старались не говорить о темных сторонах христианизации, а светлых было мало. Не только народные массы мешали распространению веры, но и социальные верха, которые были привязаны к языческим традициям и нравам – даже в княжеской среде XI-XIII веков цепко держался культ рода и земли.
Распространялась новая религия на Руси довольно медленно. Церковный устав Ярослава Мудрого свидетельствует о том, что в «Русской земле» середины XI века имелись города и села, где христиан вовсе не было. Недаром летописец говорил, что только при Ярославе «нача вера хрестьянскаплодитися и раширяти, и черноризьцы почашамножитися, и монастыреве починаху быти». Стало быть, в княжение Ярослава христианство только начало распространяться, а значит, далеко еще не восторжествовало окончательно.
Играя в момент крещения консервативную социально-политическую роль, христианство вскоре оказало и положительное воздействие на некоторые стороны древнерусской жизни, облегчив налаживание связей Руси с Византией, христианскими странами Центральной и Западной Европы, способствуя росту культуры и формированию древнерусской народности.
Христианская вера прошла очень сложный путь, перед тем как окончательно утвердилась на Руси. Однако языческие традиции не канули в лету. В обществе утвердилось двоеверие - положение, при котором уживаются и старая, и новая религии (Христиане молились в церквях, но при этом не забывали языческий праздник Коляды, Масленицу; продолжали верить в домовых и леших и пр.). И такое уникальное сосуществование двух религий продолжает существовать и сегодня.
Понравилась ли вам статья? Делитесь в комментариях своими отзывами и пожеланиями!