Найти тему
Владимир Зима

Вам никто ничего не должен

Огромное количество руководителей почему-то верит в то, что все их подчиненные - их отражение, и знают все то, что знают сами руководители. И на вопрос «Почему вы не объяснили детали задачи?» они отвечают просто: «Они же сами должны все знать».

Есть несколько «должны», которые самые разрушительные для компании, да и самого руководителя этой компании.

1. Сотрудники должны знать, для чего это.

Если руководитель при постановке задачи не отвечает на ключевой вопрос «зачем», его сотрудник выполнит эту задачу так, как сам посчитает нужным. Информации у него меньше, чем у его начальника, поэтому формировать свое понимание он будет исходя из своих данных.

К примеру, конкретный отчет имеет особое значение, т.к. он будет влиять на финансирование всего подразделения. Но сотрудник об этом не знает. И составляет очередной отчет, итоги которого никуда не пойдут. И предъявлять претензии в этом случае глупо. Ведь руководитель сам не предупредил о важности задания.

2. Сотрудники должны знать, что использовать для работы.

Подчиненный будет использовать самые очевидные, с его точки зрения, ресурсы. И, если ему не сказать прямо, к чему конкретно нужно обращаться, то не нужно удивляться результатам.

3. Сотрудники должны знать инструкцию. Там же все написано.

А вы подробно читаете все договоры, которые заключаете? Или просто ставите галочку или подпись в конце? Так уж сложилось, что должностные инструкции воспринимаются людьми как бумажка, которая хранится только в отделе кадров и никому не нужна. Да и просто знание инструкции бесполезно без понимания.

4. Сотрудники сами должны знать, что, если у компании убытки, на них это тоже отразится.

Начнем с того, что не всегда подчиненные в курсе убытков компании. Они не воспринимают их, как что-то, относящееся к ним напрямую. Да и не все свяжут свою работу непосредственно с убытками целой компании. Такие вещи нужно подробно объяснять.

5. Сотрудники должны работать, исходя из здравого смысла.

Вот только смысл этот у каждого свой. И вполне возможно, что он будет далек от понимания здравого смысла у руководителя. Для решения проблемы достаточно подробно обозначить параметры этого понятия.

6. Сотрудники должны спрашивать руководителя в случае непонимания задачи.

Но есть как минимум десяток причин, по которым сотрудник не станет этого делать. Он может бояться выглядеть глупым перед руководителем, может бояться потратить чужое время, может предвосхищать ответ и т.д. Стимулировать подчиненных спрашивать, если что-то непонятно - задача самого руководителя.

7. Сотрудники должны уметь признавать ошибки.

Это очень трудно в принципе и в обычной жизни. Да и мало кто адекватно отреагирует на признание ошибки. Поэтому сотрудники чаще стараются быстро исправить свои косяки или скрыть их. Или, что тоже возможно, попросту переложить на кого-то свою ответственность.

8. Сотрудники должны постоянно развиваться в профессиональном плане.

Кому? Если вас все устраивает, вряд ли вы будете что-то менять в своей жизни. Опять же, стимулирование профессионального роста, запуск мотивационного механизма - задача руководителя.

9. Сотрудники должны понимать, как много для них делают.

Эта мысль очень похожа на мысль родителей, которые ждут благодарности от своего ребенка. И, как и родители, руководитель не понимает, что для его сотрудников важно может быть совсем другое. Не стоит рассчитывать на то, что подчиненные будут вести себя так, а не иначе, из благодарности.

Не стоит зацикливаться на том, что вам должны делать. Лучше своими силами стараться привести сотрудников к тому, чтобы они действительно это делали.