С первой частью легендарной Mafia я познакомился еще в далеком уже 2004 году - и она просто поражала воображение. Классный стиль, дух Америки 30х годов, интересные персонажи. Весь мир влюбился в нее, даже не смотря на довольно высокую сложность. Тем приятнее было освежить ту самую историю, сыграв в ремейк - и впечатления, спустя 16 лет, получились смешанные.
У меня эйдетическая память на видеоигры - это значит, что я практически во всех деталях помню практически все игры, в которые играл, начиная с приставки Dendy в 1994 году. Так что не пришлось пересматривать прохождение оригинала на Youtube или проходить игру самому (пробовал год назад уже). Переработали действительно многое - что надо и что не стоило.
В частности, изменили, например, перемещение по городу (которое и вовсе можно отключить): машины "неписей" почти не включают поворотники, скорости движения существенно возросли и в игре появились мотоциклы. В противовес этому теперь каждая погоня в городе будет похожа на GTA V - в ушах свистит ветер, патроны бесконечные, вокруг все кишмя кишит копами, а пешеходы продолжают неспешно переходить дорогу прямо перед мчащейся на нах машиной. И отпрыгнуть они попытаются, только если переднее колесо уже проедет по носку ботинка.
Отдельно стоит поругаться за стрельбу: она, на мой взгляд, не отвратительна, но плоха. Когда ты берешь автомат Томпсона и высаживаешь несколько пуль в стоящего напротив гангстера, что он должен сделать? Правильно, начать корчиться и потом умереть в судорогах. А что имеем? При попаданиях в 90% поверхности тела (кроме головы) "коза ностра Терминатор" просто стоит и продолжает в нас стрелять - а ведь даже на средней сложности можно легко склеить ласты от 4-5 попаданий.
От этого пистолет ощущается просто пукалкой, которой нужно метко слать "хэдшоты" - но враги тоже не дураки, за что уже хочется хвалить. Они очень активно используют укрытия (да, они есть и это круто), меняют позиции, прикрывают друг друга и кидаются "Молотовым". Поэтому быстренько посшибать с них шапки, как в тире, не выйдет. Зато всегда можно взять дробовик и сложить вражинку одним хорошим залпом в пузико. Ведь еще сам Чебуран Виссарионович говорил, что "надо брать дробовики" ("Буря в стакане", кто не вспомнил).
Зато что осталось по-прежнему шикарным - это сюжет и сама густая атмосфера Америки времен Великой Депрессии. Да и большинство заданий так или иначе связано как раз с контрабандой выпивки, а если нет - то игра все равно ненавязчиво об этом напомнит. А мой самый любимый сценарий с аэропортом я умудрился пройти, вообще ни разу не выстрелив и никого не убив! А некоторые персонажи (Сэм, например, или Сара) в ремейке раскрыты более полно, у них появляются новые мысли и диалоги.
Вот только если в 2004 у меня было полное ощущение того, что Томми - это просто пешка злобного толстого мужика, сигары которого прикольно дымятся колечками, то сегодня мнение поменялось кардинально. Частично в этом виноваты и аниматоры: лицо Томми постоянно с хитрым прищуром ухмыляется так, что по нему хочется вмазать. И сразу вспоминается непробиваемая мина на лице Вито из второй части - две диаметральных противоположности. Да и у остальных лица немного странные даже на фоне графики первой части. Сальери больше похож на добродушного дедушку, а Полли не хватает только грима Джокера - улыбка постоянно натянута на лицо.
И получается теперь так (хотя, может оно и раньше так было, но не замечал), что нормальный дон мафии со своими понятиями о чести берет к себе таксиста-приблуду в качестве доброго жеста за услугу. И этот таксюга вдруг лихо начинает размахивать битой, шмалять из стволов и пачками крошить гангстеров соперника. И становится капо на фоне того, как дона не один раз кидают и подставляют самые разные люди - в том числе и близкие. Почему дон Корлеоне стал культовой фигурой? Да потому что он нормальный мужик, даже не смотря на то, что он - преступник. И Сальери теперь кажется таким же.
Да, дон нарушает свой же запрет на торговлю наркотиками - так ведь и годиков сколько проходит, и "сухой закон" отменили, где ему еще брать деньги и кормить всю толпу таких же обалдуев, как Томми? Который, кстати, довольно быстро меняет курс на светлое будущее, сначала просто воротя свои преступные делишки - а потом и вовсе сдавая весь клан детективу. И если раньше казалось, что Томми подставляют и он защищает себя и семью, то вот как раз расширение ролей сыграло с сюжетом злую шутку.
В своем преследовании (которого по факту и не было) он виноват сам, он сам же подставил дона с ограблением. А на семью ему просто плевать, потому что все ролики с Сарой, которая как раз пытается залезть ему под кожу или как-то морально наставить, заканчиваются как "угу, ладно, я пошел". Не звучит как горячо любящий муж и отец, правда? Даже дочь по имени ни разу не называется. Вот и выходит, что перед нами - просто очкующая "шестерка" (хоть и в статусе капо), готовая всех заложить при первом серьезном запахе угрозы своему сфинктеру.
Мне в свое время именно сюжетом понравилась вторая "Мафия" - там реально Вы были просто на побегушках, выполняли грязную работу, заколачивали бабки, а потом становились жертвой обмана то с одной, то с другой стороны. А Томми никто не трогал ровно до того момента, пока сам не косячит и идет против семьи. То есть, все действия - это просто противодействие на его поступки. И фраза "мистер Сальери передает привет" лично для меня стала именно тем возмездием, что Томми Анджело реально заслужил.
Если Вы думаете, стоит ли покупать эту игру - однозначный ответ "да"! Я прошел ее буквально за два выходных, получил просто массу положительных эмоций, а дух ностальгии можно было черпать ложкой и закатывать в банки про запас. Вполне неплохая полная локализация, классная история и роскошная музыка делают свое дело и влюбляют в игру, даже несмотря на указанные шероховатости. Итак, город засыпает и в душе просыпается "Мафия"...