Ответить на этот вопрос очень легко – я просто не обладаю качествами, необходимыми сильнейшим шахматистам. Более того – об этом надо мечтать в детстве или хотя бы юности, а я себя ну никак не припомню за подобными занятиями! Я был на одной планете, они на другой и удивительное дело, но в какие-то моменты два этих мира сливались в один. Но попробуем сделать более подробный анализ и выделить важнейшие моменты в становлении и росте, не дошедшего до выдающегося спортивного мастерства.
1. Поздний старт.
Если посмотреть на лучших шахматистов современности, то вряд ли мы найдём игроков, настолько поздно научившихся ходить конём, и уж точно ни один из них не стоял на отметке первого разряда в 15 лет. Отсутствие по-настоящему сильного тренера и хорошей шахматной среды сильно замедлило моё шахматное становление и практически поставило крест на мыслях о высочайших достижениях.
Чтобы играть на самом верху надо оказаться в элите не позднее 20-22 лет, большинство топ-игроков играют свой первый супертурнир ещё не разменяв третий десяток. Исключений я не вижу. Они, безусловно, есть. Но их в шахматной истории меньше, чем пальцев на одной руке. Вывод для тех, кто мечтает быть в первой десятке – фанатично занимайтесь шахматами в детстве!
2. Недостаточная шахматная одарённость.
Когда я сравнивал свои способности с талантами топ-лидеров, то частенько видел, что мне многого не хватает. Например, в поиске плодотворных дебютных идей – в этом важнейшем аспекте шахматного дарования мне похвастать нечем.
Конечно, новинки я находил и применял, но этого было ничтожно мало для борьбы на самом верху. Или специальная память на варианты – тут та же проблема. Самое интересное, что в борьбе за доской это ощущалось далеко не всегда, но на длинной дистанции нехватка таланта мешала преодолевать высокие барьеры.
3. Отсутствие школы.
Незнание позиции Филидора (в ладейнике) в 16 лет красноречиво характеризует моё шахматное образование. Позже я прочитал сотни книг (17-19 лет), но драгоценное время было потеряно. Даже сейчас я чувствую определённые пробелы в базовых знаниях. Все ведущие шахматисты обладают энциклопедическими познаниями либо компенсируют нечеловеческой сверходарённостью.
4. Нелюбовь к игре.
При всей увлечённостью шахматами в 17-19 лет, профессиональном подходе к турнирам, а также активными поисками резервов в 32-36 лет, я НИКОГДА не мог настолько преданно и всецело погрузиться в любимый предмет, как это подвластно сильнейшим шахматистам планеты.
Элитные игроки работают в режиме близкому к предельному, даже не всегда это осознавая – они живут игрой. Игра для них – ЦЕЛЬ. Для меня – средство. Нет, шахматы я люблю, но эта любовь - одна из многих. Она не единственная и не главная. Как любая женщина, богиня Каисса такого не прощает.
5. Человеческие недостатки.
Наверное, перечисленного выше уже более чем достаточно, но анализ будет неполным, если не затронуть вопросы характера и психофизического самоощущения. Недостаточно сильный эгоизм, нехватка веры в себя, нежелание «умирать» за доской или на тренировках, хаос мыслей и поступков, сомнения… Перечислять можно и дальше. Но это главное.
P.S. Я сознательно не рассматриваю в данном тексте вопросов устройства шахматного мира, финансовую сторону дела и прочие, возможно, немаловажные обстоятельства. Я пишу о своих ощущениях жизни в профессиональных шахматах 1990-2015 годов.
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ.
Выбрав дорогу в профессиональные шахматы 18 лет я и представить не мог, что путь вперёд будет настолько долгим и трудным. Много раз наивно думал – осталось поработать два месяца и стану играть по-настоящему хорошо! Когда наконец-то осознал безнадежность данной перспективы, я уже был достаточно сильным шахматистом. И начал борьбу за свой максимум, но об элите не думал ни в тот момент, ни ранее.
Я счастлив что сделал именно такой выбор в возрасте тинэйджера. Могу сказать, что доволен пройденным, пусть и не достигнув заоблачных высот. Как видно из второй части к этому ничто не располагало. Но это был прекрасный этап жизни – захватывающий и увлекательный. Пришло время новых испытаний. А шахматные приключения пусть продолжаются!
Муртас Кажгалеев