Онлайн преподавание становится все более популярным, и с каждым месяцем все больше учителей пробуют себя в качестве онлайн педагогов. Однако, работа в онлайн, хоть и похожа на обычную, но все-таки отличается. Чтобы успешно работать онлайн - важно перестроиться. Как?
Сегодня делюсь ошибками в преподавании онлайн и рассказываю, как их избежать.
№1 Работа без гарнитуры/Работа в шумном помещении
В первую очередь, важно правильно организовать свое рабочее место. При переходе в онлайн многие считают, что можно работать из уютного кафе, из отеля, из машины и т.д. Так оно и есть для наших учеников. Однако, преподаватель должен иметь рабочее место и соответствующую аппаратуру, чтобы провести занятие успешно. Очень важно работать в тихом помещении и использовать гарнитуру. Вам ведь не хочется, чтобы ученики слышали, как ваши соседи ругаются за стеной, ребенок звенит погремушкой в соседней комнате, а вы шуршите тапочком о стену? Преподавание онлайн – это, прежде всего, работа! Поэтому, стоит отнестись к этому серьезно.
Во-первых, сразу выбирайте наушники с микрофоном. Это позволит избежать попадания лишних звуков и сконцентрировать ученика на том, что вы говорите.
Во-вторых, поэкспериментируйте с положением микрофона. Микрофон, расположенный непосредственно возле рта, ловит каждый ваш звук, из-за чего очень сильно слышно даже дыхание. Попробуйте разное положение микрофона и попросите кого-то из знакомых оценить качество звука во время звонка.
№2 Внешний вид и фон
Немаловажной особенностью является расположение вас по отношению к камере и то, как вы выглядите. Работа онлайн возможно и позволяет немного расслабиться и сидеть не в каблуках, а в тапочках-зайчиках, но в остальном важно оставаться профессионалом. Не очень приятным для ученика будет созерцать преподавателя, который только что встал с постели (что видно в камеру), по-быстрому собрал волосы и в камеру которого попадает вчерашняя коробка от пиццы, и пустые бутылки. Звучит гротескно? А бывает и такое!
Если вы проводите онлайн-уроки с использованием камеры, позаботьтесь о своем внешнем виде и фоне, на котором снимаете. Безусловно, ученики любят и уважают вас за знания, но внешним видом все же пренебрегать не стоит.
Чего не должно быть на фоне:
— беспорядка и разбросанных вещей,
— расстеленной кровати,
— ванной комнаты,
— бегающих домочадцев и домашних питомцев.
Представьте себя публичной личностью или блогером, взгляните на кадр, который транслируется ученику и, исходя из этого, подберите самый удачный фон для своих занятий.
№3 Отвлечение на другие дела
Вам было бы приятно, если бы ваш преподаватель во время урока переписывался ВКонтакте, проверял почту, отвечал на телефонные звонки, отвлекался на ребенка, мужа, курьера и т.д. на постоянной основе? Скорее всего, нет! Преподавание онлайн – такая же работа, как и офлайн. Если ученик заплатил деньги за урок, он ожидает от вас полной вовлеченности и внимания. Иногда, действительно, бывает необходимо открыть дверь забывшему ключи мужу или ответить на важный звонок. Однако, такие вещи обычно известны заранее, а потому о них можно предупредить ученика. Кроме того, время, потраченное на эти отвлечения, желательно отработать, к примеру, задержавшись с учеником ненадолго. Отвлекаться на постоянной основе нельзя!
Оповестите всех домашних о своем расписании и не планируйте встреч, звонков и курьеров на время занятий. На время работы, отключайте соц/сети, ставьте на беззвучный режим телефон, отключайте домофон и ставьте кирпичик на скайп. Если все-таки отвлечения не удается избежать, извинитесь и быстро решите вопрос, компенсируя потом данное отвлечение ученику.
№4.Попытка копировать офлайн урок.
Это другой формат и предполагает другие особенности занятий.
№5 Не уделяется достаточно времени планированию
а) При планировании занятия важно заранее продумать и выстроить структуру урока:
1.Орг момент - 5 мин
2.Ознакомление с инструкцией - 5 мин
3.Работа в соответствии со сценарием урока - 20 мин
4.Выполнение инд. работы - 10 мин
5.Обсуждение результатов - 5-10 мин
б) Продумать техническую реализацию выполнения упражнений: как будет проигрываться аудио и видео, что если ученик не будет слышать аудио, как ученик будет записывать ответы.
в) На этапе планирования нужно предусмотреть темп работы ученика и заранее подумать, где и что при необходимости можно сократить по времени.
г) Продумать, что может вызвать потенциальные трудности у ученика и, как этого избежать.
№6 Отсутствие системности в работе
Часто преподаватели совершают ошибку, когда работают на уроках с учениками на абсолютно разные темы, по разным материалам, без структуры, проверки знаний, контроля прогресса и т.д. К сожалению, это приводит к тому, что ученики перестают видеть свой прогресс и прекращают занятия.
№7 Неиспользование доступных ресурсов
Например, преподаватель в камеру показывает карточки со словами, которые плохо видно. Ученик напрягает зрение или выражает явное беспокойство. То же самое может происходить, когда преподаватель скидывает ученику файл, а ученик не может его открыть и на это уходит время, когда можно было просто сбросить ссылку на облако с этим файлом и работать оттуда. То есть, необходимо изучать и совершенствовать доступные ресурсы.
№ 8. Слишком много говорить
Очень распространенная ошибка среди молодых преподавателей — слишком много говорить на занятии. Причины ее понятны — преподаватель хочет восполнить расстояние и отсутствие личного контакта речью. Но не стоит забывать, что это по-прежнему урок, и главная задача - максимально дать знания, умения и навыки.
Используйте свое время, чтобы задавать вопросы ученикам и стимулировать их говорить, вступать в дискуссии.
№ 9. Недостаточно разнообразные уроки
Онлайн-преподаватели часто фокусируются на том, чтобы дать ребенку как можно больше теории, уделяя практике слишком мало времени. А также не учитывают способы восприятия информации детьми, темп работы ученика и т.п. А, что еще бывает хуже, совсем не берут во внимание психологические особенности возраста ребенка.
№10. Скупая обратная связь
В онлайн-уроках важно, чтобы у учеников оставался фидбек
(отзыв, отклик, обратная реакция) от учителя не только на словах.
Можно использовать документы для совместного редактирования. Оставляйте комментарии по поводу выполненной работы и рекомендации для дальнейшего обучения. Это создает определенный эффект присутствия и стимулирует студентов относиться к вашим занятиям более серьезно!
Надеюсь, что эти рекомендации помогут вам сделать свои уроки еще более интересными и профессиональными! Успехов, коллеги!